О работе в сельской школе рассказывает Анна Катанкова


Дата: 27.10.2020

Педагог, кто он для каждого человека в отдельности? У всех на этот вопрос ответ будет индивидуальным. А общим является то, что педагог – это человек, который не только дает нам знания, но и открывает множество возможных стартов в дальнейшую жизнь, и за это мы их ценим. О любви к преподаванию немецкого языка, специфике работы и сельских учениках мы поговорили с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Волковичского УПК Анной Катанковой.

Какими бы знаниями и званиями ни обладал педагог, если он не тяготит к детям – ему сложно стать для них настоящим настав­ником.
– Учащиеся все чувствуют, и какими бы они ни были, их нужно любить и поддерживать, хоть порой приходится проводить серьезные беседы, – уверена Анна Александровна.

Самой заветной детской мечтой Анны было научиться ездить на мотоцикле, и папа осуществил желание дочери.
– В один прекрасный день он посадил меня на мотоцикл и научил ездить. Я поняла, какая это ответственность и опасность. Мой муж до сих пор не может меня заставить получить водительские права, – с улыбкой рассказала собеседница.

А вообще в детстве Анна очень хотела стать дизайнером, но родители отговорили, и, как оказалось, совсем не зря. Анна призналась, что сегодня занимается тем, что очень любит, и совсем не хочет менять свою профессию. Она не прос­то учитель немецкого языка, а предста­витель династии педагогов. Ее старшая сестра Ольга также преподает иностранный язык в одной из могилевских школ. Как раз именно Ольга сыгра­ла большую роль в дальнейшей судьбе младшей сест­ры.

– Она меня всегда поддерживала и помогала. Немалое значение в выборе изучения немецкого языка сыграл и тот момент, что мы с сестрами Олей и Светой (самая младшая) часто ездили в Германию по программе оздоровления детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, – поделилась Анна.

Пять лет учебы в МГУ имени А.А. Кулешова на факультете иностранных языков пролетели очень быстро. Анну ждало долгожданное распределение. Ее тянуло на малую родину (родом она из деревни Грязивец) и очень хотелось работать в Чаусском районе. Благодаря упорству и силе характера девушки, в 2012 году в средней школе №2 города Чаусы появился молодой специалист Анна Катанкова:

– Приступая к работе в городс­кой школе, испытывала волнение. Первый урок у меня был в 9-м классе, разница в возрасте небольшая, но я справилась и сейчас вспоминаю об этом с улыбкой.
Педагог – особая личность, он должен быть требовательным, но в то же время и справедливым. – Нельзя делить учеников на хороших и плохих. Каждый ребенок для меня – человек, личность, важный кусочек пазла под названием «класс». Надо уметь работать и индивидуально, и с коллективом. Дети – отличный источник вдохновения и энергии, они очень легко отвечают взаимностью. Когда видишь желание детей развиваться – это окрыляет.
У Анны Александровны к каждому ребенку собственный подход, поэтому учащиеся знают ее требования и понимают педагога с полуслова, что немаловажно.

–Иностранный язык требует постоян­ного внимания. Если не заниматься, то он уходит в степень пассивности и потом сложнее вспомнить, поэтому стараюсь во время урока держать детей в тонусе и повторять с ними пройденный материал.
Труд педагога, который живет своей профессией и старает­ся как можно больше дать детям, бесценен. Свободного времени у учителей катастрофически мало, это не только подготовка учебных планов, но и разработка дополнительной интересной информации по иностранному языку.

Как рассказывают дети, уроки у Анны Александровны проходят на одном дыхании, потому что интересно и всегда хочется узнать еще больше.
– Постоянно на уроки беру с собой ноутбук, чтобы не только на словах рассказать детям о немецком языке и о Германии в целом, но и наглядно показать.
В 2013 году директор Волковичского УПК Николай Гордиен­ко предложил молодому специалисту перейти на работу к нему в школу. Анна согла­силась. И сейчас совмещает преподавание с деятельностью заместителя директора. Как она рассказала, конечно, были и взлеты, и падения, но нужно стоять на своем и никогда не сходить со своего пути.

– Это моя родная школа, где проучилась 11 лет. Признать­ся честно, мне она постоянно снилась, до тех пор пока не перешла сюда на работу, – улыбнулась Анна.

Многие скажут, зачем было уходить из города в деревню, но наша собеседница считает, что возможность реализовать себя, если любишь то, что делаешь, есть везде. – Отличие сельских детей в том, что с ними намного проще общаться. Они более открыты, больше тяготеют к педагогу, могут поделиться своими мыслями и мечтами.
Анна – активный и жизнерадостный человек, она всегда готова прийти на помощь своим ученикам, развлечь их и взять под свое крыло. Доказательст­во тому – Анна Катанкова по итогам третьего трудового семестра в этом году признана лучшим в районе командиром студенческого отряда. Наград у нее не так много, да и не так они важны, как любовь и благодарность учеников. Только в эти моменты понимаешь, что вся проделанная тобой работа сделана не напрасно.
Во внерабочее время наша собеседница старается как можно больше уделить внимания своему сыну Яну. – Он заставляет меня саморазвиваться. Порой, когда читаем с ним книги, я хочу «профилонить», но он не дает этого сделать.

Хоть Анна и не стала дизайнером, но умение рисовать сопровождает ее на протяжении всей жизни. Ее картины – это отражение внутреннего состоя­ния. Занятие изобразительным искусством позволяет ей погрузиться в себя, отбросив обыденность, просто порелаксировать. Правда, из-за работы очень редко можно найти время, но Анна не собирается бросать начатое.
Ещё она очень любит природу, цветы, походы за грибами и ягодами, а также отдых всей семьей в деревне у мамы.
– Всегда приятно быть дома, где ты вырос и сделал свой первый шаг во взрослую жизнь.
Денис ЕВСЕЕНКО