Новая власть – старые проблемы. Как Франция пытается выйти из политического кризиса (безуспешно)

Национальное собрание Франции 8 сентября вынесло вотум недоверия правительству Франсуа Байру. За отставку кабмина проголосовали 364 депутата, когда требовалось поддержка не менее 288 парламентариев.
Причины серьезные. В условиях растущего госдолга кабинет Байру предложил заморозить налоговые ставки, социальные выплаты и пенсии на текущем уровне. Несогласие выразили все – как левые, так и правые силы страны. Дефицит Франции в прошлом году достиг 5,8% ВПП, что намного выше официального целевого показателя ЕС 3%. Республика также сталкивается с масштабным долговым кризисом. В конце первого квартала 2025 года государственный долг страны составил 3,346 триллиона евро, или 114% ВВП.

За 20 месяцев Франция успела четыре раза сменить главу правительства, что говорит о нездоровой политической атмосфере внутри страны. После объявленного Байру плана по замораживанию социальных выплат по всей стране началась акция протеста «Заблокируем всё». На улицах повторился сценарий протестов – Франция есть Франция, – поджоги, перекрытые улицы и тысячи бойцов жандармерии с дубинками и водомётами давно стали классикой.
Франсуа Байру в декабре 2024 года позиционировал себя как объединяющая фигура. Но за эти девять месяцев ему никого не удалось объединить. Теперь вернуть доверие к власти будет пытаться новый премьер-министр – фигура невзрачная, но всё же интересная. На эту должность Макрон назначил Себастьена Лекорню. Прежде он занимал должности министра Вооружённых сил, министра заморских территорий, был «зелёным» госсекретарём и отвечал за вопросы экологии. Лекорню научился говорить на многих языках – экологов, дипломатов, сепаратистов. Он стал незаменимым инструментом Макрона, которому, несмотря на постоянные ротации, удавалось «выживать» и занимать высокие должности в правительстве. Его даже называют правой рукой нынешнего французского лидера, но в то же время – его тенью. Возможно, дело банально в том, что у нового премьер-министра и нет собственных взглядов – он просто шёл по головам, пытаясь занять наиболее выгодное (возможно, исключительно в экономическом плане) место. Можно привести один показательный факт: Лекорню начинал как правый политик, но, когда понял, что не удастся взобраться высоко, переметнулся к популярному на тот момент Макрону.

Так что изменений курса внешней политики Франции ждать не стоит – это всё те же байки про злую Россию, хорошую Украину и цивилизованный Запад. При этом Лекорню – последняя надежда Макрона, рейтинги которого стремительно падают и уже достигли низшей отметки за время его правления. Правда, надежда эта сомнительная, ведь левая партия «Непокорившаяся Франция» уже пригрозила новому премьеру вотумом недоверия.
Словом, очередная западная «демократия» трещит по швам. Ничего удивительного.