Какими могут быть последствия конфликта Ирана с Израилем? Мнение Виталия Руцкого


Дата: 21.04.2024

Мир опять взбудоражила новость об очередном конфликте. В ночь с 13 на 14 апреля Иран атаковал территорию Израиля ракетами и беспилотниками. СМИ забили тревогу, хоть многие аналитики и выразили уверенность, что нападение Ирана – не более чем политическая акция, призванная сплотить мусульман по всему миру. С другой стороны, о серьёзности ситуации говорили такие факты, как мобилизация израильских сил, массовая закупка продовольственных товаров и, конечно, поднятие в воздух самолёта «Судного дня» (на борту которого, правда, не было руководства страны). Кроме того, обе страны закрыли своё воздушное пространство, а спустя некоторое время после запуска беспилотников появилось сообщение, что хакерская группа Handala взломала системы израильской ПРО «Железный купол».

Напомним, что толчком к ночной атаке послужило уничтожение израильскими ВВС консульства Ирана в Дамаске. В результате бомбёжки погибли офицеры – в том числе два генерала. Посольство считается территорией Ирана, хоть находится в Сирии – то есть это атака сразу на два суверенных государства.
У Израиля и Ирана давний конфликт. Плюс неизвестно, владеют ли обе стороны конфликта ядерным оружием. Израиль не подтверждает, но и не опровергает наличия его у себя. С Ираном тоже непонятно, ведь официальные лица страны не оглашали результатов ядерной программы. Также важно понимать, что мусульмане видят в Иране своего главного защитника и борца за справедливость, поэтому постоянно подталкивают страну к конфликту с Израилем. И, кажется, ночная атака стала своего рода компромиссом: с одной стороны, Иран не начал крупномасштабную войну, с другой – дал населению ближневосточных государств повод для хоть и сомнительного, но празднования.


Руководитель Ирана Хаменеи, например, заявил, что «злой режим будет наказан», а в Минобороны предупредили, что нанесут ответный удар по любому, кто откроет своё воздушное пространство или территорию для израильской атаки. Израиль же заявил, что обязательно нанесёт ответный удар. После событий той ночи пока на Ближнем Востоке относительно тихо.
Встаёт и такой вопрос – почему первая армия планеты (США, которые массово перебросили свои силы на Ближний Восток) и самое мощное ПВО (Израиль) так сильно испугались иранских беспилотников? Парадоксально, но современным ПВО (особенно с приоритетом на самолёты, как в США) гораздо легче сбить другой истребитель или ракету, мчащуюся на скорости звука, чем беспилотник, например, «Герань». Небольшие и медленно летящие объекты – тяжёлая цель для радаров. Да и стоимость одной «Герани» вряд ли будет превышать 50 тысяч долларов, а вот каждый выстрел из того же Patriot обойдётся в 0,5 – 5 миллионов долларов. Можно и обанкротиться, и столкнуться с дефицитом ракет. Всего же на отражение иранских ракет и беспилотников было потрачено около 1 миллиарда долларов.
По просьбе Израиля 14 апреля было созвано заседание Совета Безопасности ООН. Генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш отметил, что «Ближний Восток находится на грани», а также осудил атаку Тегерана по израильским военным объектам и нанесённый ранее Израилем удар по дипломатическим объектам Ирана. Подобная риторика понравилась далеко не всем. Василий Небензя, постоянный представитель России при ООН, назвал заседание Совбеза «парадом лицемерия и двойных стандартов». Дипломат напомнил, что всё началось с атаки по иранскому посольству в Сирии.
Союзники Израиля не скрывают, что прямо сейчас еврейское государство пытается втянуть их в прямое военное столкновение с Ираном. Более того, ЦАХАЛ собирался нанести ответный удар, однако Джо Байден предупредил Нетаньяху не эскалировать ситуа­цию на Ближнем Востоке.
Если разгорится полноценная война, США, конечно же, встанет на сторону Израиля и будет поддерживать своего главного союзника в регионе. А это потребует огромных затрат, и речь идёт о суммах, которые многократно превышают размеры военной и финансовой помощи Украине. Поэтому Запад всеми силами будет стараться не допустить возгорания нового очага войны.
На данный же момент мы имеем следующее: население Ирана и стран-союзниц исламской республики воодушевлено. Иран утверждает, что поразил множество приоритетных целей, Израиль же опровергает эти слова, заверяя, что количество разрушений и повреждений военной инфраструктуры минимально.
Остаётся только ждать, кто и когда сделает следующий шаг. Каким он будет – вопрос.

Виталий Руцкий