А вы знали, что в Чаусах живут потомки революционера Бульбы-Попкова?

Я давно считаю, что в жизни не бывает ничего случайного. Встречи с людьми, прочитанные книги, происходившие события оставляют свой отпечаток в нашей судьбе и по какой-то немыслимой траектории возвращаются и не только воспоминаниями и впечатлениями, иногда во взаимосвязи с прошлым происходит что-то новое. Вот конкретный пример. Меня всегда интересовала история Чаус и люди, которые оставили в ней свой след. В книге «Память. Чаусский район» есть много интересного, в том числе о личностях, в разные эпохи повлиявших на развитие нашего региона. Однажды в семье зашел разговор о фамилиях, как признаке принадлежности к определенному роду. Передается он из поколения в поколение, но бывают исключения, когда люди по своей воле его меняют.


Супруг рассказал, что на предприятии, где он работает, трудится представитель рода Бульба-Попковых, который использует только вторую часть своей фамилии, дети и внуки его тоже Попковы. Согласитесь, услышав фамилию Бульба-Попков, забыть её трудно. Уже через минуту у меня в руках была книга о нашем районе, быстро удалось найти информацию, посвященную событиям установления советской власти в Чаусском уезде. Там упоминается телеграфная лента от 9 января 1918 года в адрес ВЦИК. В ней сообщалось, что в Чаусах создан революционный комитет, принимаются меры по установлению порядка. На эти нужды автор текста, матрос с «Петропавловска» Бульба, просил выделить 6 тысяч рублей.



Далее уточняется, что первым председателем Чаусского ревкома был уроженец местного уезда, житель деревни Риминка Василий Сергеевич Бульба-Попков. Он был активным участником революционных событий в Петрограде, комиссаром одного из городских телеграфов. Есть даже информация, что именно по поручению Ленина Василий Бульба-Попков вместе с другими революционерами-матросами принимал участие в ликвидации Ставки Верховного командования в Могилеве. Оттуда революционные дороги привели его в родные места. Есть ещё и отрывки из мемуаров Василия Бульбы-Попкова, о том, как сначала в Риминке, а затем в Чаусах он решительно взялся за установление советской власти, даже 17 декабря 1917 года отобрал печать у комиссара Временного правительства, тем самым лишив его властных полномочий. По воспоминаниям Василия Сергеевича, в уезде в то время была полная анархия, верховодили банды дезертиров, страдали жители города и деревень уезда. Нужны были срочные меры – из сторонников большевиков был организован Чаусский революционный комитет, который и возглавил автор мемуаров. В него входили ещё местные жители Маевский и Таранов, секретарем был Губчевский.

Размещался ревком в здании Госбанка. Был разослан приказ по деревням об организации дежурства по два человека. Для вооружения предлагалось использовать охотничьи ружья местных жителей и от ревкома выделено по одной винтовке с пятью патронами в некоторые деревни. Как пишет Василий Бульба-Попков, крестьяне, спустя время, благодарили за эти меры. Но они были недостаточными, поэтому и направил матрос телеграмму лично Ленину для выделения средств на вооружение отряда.

По его воспоминаниям, деньги были переведены оперативно, и сформированный на них военный отряд возглавил Сергей Мельников. С помощью отряда был распущен съезд, созванный эсерами и меньшевиками в феврале 1918 года. По воспоминаниям Василия Бульба-Попкова, контрреволюционеры не смирились и готовились к выступлению. Во время ареста одной из групп в председателя ревкома стреляли, но он среагировал вовремя и остался невредим. Ревкомом принимались меры помощи беженцам, которых в Чаусах в то время было много, организовывались вечера самодеятельности, была налажена работа школ, но учителя поддерживали эсеров, с ними проводилась агитационная работа. Указания поступали по телеграфу, но в марте стали приходить телеграммы непонятного содержания.
Оказалось, к Могилеву приближались польские отряды, разведка подтвердила эту информацию. «Возле ревкома появилась шайка пьяных головорезов во главе с чиновником полиции Величинским. В руках у них были цепи-кандалы, предназначенные для меня. Но у меня за поясом было два револьвера и граната, подойти они не решались», – пишет в мемуарах Василий Бульба-Попков. Из-за малочисленности отряда пришлось большевикам с ним во главе покинуть город, в который вскоре вошли польские разъезды. «Через Чериков и Рославль я уехал к себе во флот, чтобы набрать отряд из моряков и идти очищать Родину», – эти слова многое говорят о нашем неординарном земляке. Но события гражданской войны и иностранной интервенции повернулись не так, как он планировал. В белорусские земли Василий Сергеевич Бульба-Попков не вернулся. Есть архивная информация, что он был членом военно-морского революционного комитета при ВЦИК, затем работал в Москве радиоспециалистом. Это информация Книги «Память.
Чаусский район». Но нам интересно было узнать: это совпадение по фамилии или потомки революционера все же живут в Чаусском районе? Раздобыв контактные данные Николая Павловича Попкова, мы узнали, что его семья родом из Риминки и все хорошо знают, что у них был такой выдающийся предок.
– В деревне только мои родственники носили фамилию Бульба-Попковы, – рассказывает Николай Павлович. – Мой дед Афанасий Сергеевич был родным братом Василия. Их было четверо, ещё Михаил и Федор. Василий 1893 года рождения, он был способным, учился в училище в Чаусах, потом служил в местной почтово-телеграфной конторе. В 1912 году был призван на флот, окончил Кронштадскую минную школу, получил специальность радиотелеграфиста, на линейном корабле «Петропавловск» был председателем матросского комитета, сыграл видную роль в революции, был лично знаком с Лениным.

Дед Афанасий и бабушка Ефросинья жили в Риминке, растили сыновей: Павла, моего отца, и Алексея. Во время коллективизации семью раскулачили, так как бабка была дочкой кулака и принесла хорошее приданое. Семья жила зажиточно, и когда образовывались колхозы, имущество изъяли, деда отправили в ссылку. Я помню, в семье рассказывали, что бабка побоялась даже на похороны своей матери сходить. Дед работал на строительстве Беломор-канала, вернулся оттуда живым, но здоровье было подорвано. Может, чтобы всю семью не репрессировали, убрали первую часть фамилии, хотя точная причина неизвестна. Дядя Алексей перед самой войной работал на заводе имени Кирова в Могилеве, пропал без вести. Мой отец Павел Афанасьевич уже носил фамилию Попков, участвовал в Великой Отечественной войне, был минометчиком, награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II-й степени.
После 1945 года работал учителем в школах в Прудке, Приданцах, Гатище. Жили мы в Риминке, досматривали деда и бабушку. Моей маме Дарье Петровне приходилось жить в Чаусах, так как она работала в местной больнице лаборантом.

Нас у родителей было двое. Мой брат Владимир живет под Петербургом, он полковник в отставке.
Я с семьей живу в Чаусах, большую часть трудовой биографии проработал водителем в ПМК-278. Супруга Людмила Владимировна – в аптеке. У нас двое детей. Сын Виталий с семьей живет и работает в Жодино, у него сын Максим. Дочь Анна живет в Могилеве. Я не раз задавался вопросом, почему так сложилось с нашей фамилией. Я бы с удовольствием был Бульба-Попковым, мои дети и внуки тоже.
Наталья ШКРЕДОВА