О работе учителя начальных классов рассказывает Лариса Килимник из Чаус

О работе учителя начальных классов рассказывает Лариса Килимник из Чаус

Думали ли восьмиклассницы, давние подружки, с первого класса сидевшие за одной партой в Желивской школе, что их сочинения на тему «Кем я хочу стать?» воплотятся в жизнь? Скорее всего, нет, но Лариса Дмитриевна Килимник и Галина Лео­нидовна Ивашинко стали учителями начальных классов и вот уже более тридцати лет работают в городских школах Чаус. Десятки учеников и их родителей благодарны педагогам за то, что помогли маленьким несмышленышам стать учениками, учили и воспитывали, заботились и помогали, вели за руку по школьной жизни, заложили основы знаний, чтобы ребята могли добиваться успехов на следующих ступенях обучения. Ведь, если задуматься, первый учитель наряду с родными людьми играет важную роль в формировании личности. Замечательно, когда с ребятами с самого начала школьной жизни работает профессио­нал, человек, следующий гуманному принципу «Не навреди!». Ведь, как говорилось в популярном советском фильме, ошибки педагогов очень дорого обходятся обществу.

О выборе профессии, назначении и роли учителя в современной школе наш разговор с Ларисой Дмитриевной.

– Что или кто повлиял на Ваш профессиональный выбор?
– Я думаю, пример моего первого учителя Надежды Федоровны Новиковой. Я родилась в деревне Рябиновая Слободка Чаусского района. Восемь классов оканчивала в Желивской базовой школе. Там работали замечательные учителя, настоящие профессионалы. Для нас, учеников, они были непререкаемым авторитетом. Я решила поступать в Горецкое педагогическое училище, родители меня поддержали. Вместе с Галей мы ездили из своей деревни на учебу и обратно. Вот так за компанию, можно сказать, выбрали себе судьбу.

– Лариса Дмитриевна, сколько выпусков у Вас было за 34 года педагогического стажа?
– По распределению в 1987 году я была направлена в среднюю школу №2 Чаус и с тех пор неизменно здесь работаю. Мне, молодой учительнице, сразу дали класс. Советом помогали опытные коллеги Бронислава Викентьевна Климова и Надежда Тарасовна Костюкевич. Для вновь прибывших специалистов очень важно получить поддержку в коллективе. Мне повезло. Я старалась найти подход к ребятам, поддерживать дисциплину и помочь получить необходимые знания.
Восемь выпусков ребят были за это время, все они разные, каждый по-своему мне близок. Поймите, если видишь и занимаешься с детьми ежедневно в течение четырех лет, мы с ними становимся близкими людьми. Выпускники разных лет приходят в школу, навещают, пятиклассники, которые в прошлом учебном году окончили первую ступень, частенько прибегают на перерывах, рассказывают об успехах, делятся заботами.

– У Вас сейчас первый класс, сложно с малышами?
– Скажу честно, сложно. Им надо привыкнуть ко мне, мне – к ним. Ребятам трудно втянуться в школьную жизнь, спокойно сидеть на уроках, поднимать руку, вставать во время ответа. Вроде бы простые вещи, но сейчас совсем другие дети, чем десять-пятнадцать лет назад. Сильно изменилась, ускорилась наша жизнь, а дети – её отражение. Мне нужно, чтобы ребята научились слушать и слышать своего учителя, тогда все у нас получится.

– Что бы Вы посоветовали родителям первоклассников?
– Набраться терпения и помогать своим детям. Не делать за них домашние задания, а объяснять, если что-то непонятно. Некоторые родители до школы учат своих детей читать и писать, это совсем необязательно. Ведь чтобы ребенок успешно справлялся со школьной программой, он должен быть именно психологически готов к такой новой для него деятельности как учеба. Родителям надо больше общаться с детьми, разговаривать. Те ребята, которые могут связно и развернуто сформулировать свою мысль, дать полный ответ на вопрос, пересказать сказку, будут хорошо учиться без особых трудностей. Ещё им надо развивать мелкую моторику: вырезать, лепить из пластилина, собирать конструкторы. Это развивает и воображение, и умение мыслить, и руки ребят подготавливаются к письму.

– Учителя начальных классов ведут уроки по нескольким предметам, а какой из них любимый у Вас?
– Я сама очень люблю математику, думаю, и ребятам это передается. Большое внимание уделяю белорусскому языку и предмету «Моя родина – Беларусь», ребята должны знать и любить своё, родное, быть патриотами. На каждом уроке стараюсь выполнить намеченное, реализовать поставленные задачи. С теми учащимися, у кого возникают сложности, дополнительно занимаюсь. Многое они повторяют и в группе продленного дня. Более одиннадцати лет я работаю в тандеме с воспитателем Светланой Владимировной Морозовой. У нас одинаковые требования, ребята это чувствуют и привыкают выполнять уроки качественно, чтобы не переписывать по несколько раз упражнение. Если складывается треугольник ученик-учитель-родитель, и все вместе работают на результат, а это знания и умения ребенка, он будет успешным в учебе.

– Лариса Дмитриевна, работа занимает большое место в жизни учителя, ведь Ваш рабочий день не ограничивается уроками. Получается «переключаться»?
– Вы знаете, не всегда. Дочь, когда была маленькая, иногда делала замечания: «Мама, ты не в школе». Может быть, поэтому не стала учителем, а получила профессию «дизайнер». Конечно, в общении с близкими людьми частенько проскакивали поучительные нотки (смеется). Проверка тетрадей, подготовка планов уроков. Родные видят нас чаще за этими занятиями, чем за какими-либо другими. Но это неотъемлемая часть профессии. Каждый педагог знает, что легко не будет. Случайные люди в школе не задерживаются, потому что это большой труд и большая ответственность, но для многих моих коллег это еще и призвание.

В нашей школе очень дружный коллектив учителей начальных классов, помогаем друг другу и молодым специалистам. Наш завуч Татьяна Николаевна Пузырева – человек понимающий и ответственный. С коллегами и администрацией чувствую себя комфортно. За свой долгий трудовой путь получала награды областного и районного уровней, была лауреатом конкурса профессионального педагогического мастерства «Учитель года». Считаю, что высочайшая награда для учителя – успехи его учеников, отличные отметки, победы на олимпиадах, в творческих конкурсах, и, главное – прочные знания, которые сейчас так нужны в жизни каждому человеку.

– Большое спасибо Вам за беседу. Поздравляем Вас с профессиональным праздником. Желаем успехов в Вашем благородном деле обучения и воспитания подрастающего поколения, личного счастья и крепкого здоровья.
Наталья ШКРЕДОВА

Последние новости

Актуальные новости

Чаусским выпускникам рассказали как поступить в сельскохозяйственную академию

27 июня 2025
Читать новость
Актуальные новости

Блогер из Чаус проехал 1500 километров по Беларуси. Где был и что увидел?

27 июня 2025
Читать новость
Актуальные новости

Используют каждую погожую минуту. Рассказываем, как аграрии ОАО “Сосновый бор г.Чаусы” заготавливают корма

27 июня 2025
Читать новость
Официально

Вопросы благоустройства территорий рассмотрели на заседании сессии Чаусского районного Совета депутатов

27 июня 2025
Читать новость
Актуальные новости

Рассказываем, кто в передовиках на заготовке кормов в Чаусском районе

27 июня 2025
Читать новость
Актуальные новости

В Чаусском РЦСОН рассказали, как получить единовременную материальную помощь для подготовки детей к школе

27 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем