В Чаусском районе проходит Единый день информирования

В Чаусском районе проходит Единый день информирования

На этот раз ключевой темой для обсуждения стало образование и наука, как движущие силы развития общества и государства.

Информационная группа под руководством председателя Чаусского райисполкома Дмитрия Акулича встретилась с работниками чаусского филиала «Могилевский водоканал» УПКП ВКХ «Могилевоблводоканал».

«Сфера образования – это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны», – заявил Глава государства год назад на Республиканском педсовете.

В Беларуси расходы на образование в 2025 году предусмотрены в сумме 13,8 млрд белорусских рублей. Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования (образование через всю жизнь).

Образование является приоритетным направлением государственной политики. Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и научно-ориентированного образования.

Образовательную и специальную программы дошкольного образования реализует 3 721 учреждение дошкольного образования (далее – УДО), которые посещают 338,3 тыс. воспитанников, а образовательный процесс в учреждениях обеспечивают более 55 тыс. педагогических работников. Обеспеченность УДО средствами обучения, оборудованием, учебными изданиями в целом составляет 90,5%.

В течение последних лет показатель развития системы дошкольного образования по охвату детей УДО от 3 до 6 лет является одним из самых высоких среди стран мира. Доля детей в возрасте
от 1 до 6лет, получающих дошкольное образование, составляет 88,5%, при этом запросы на посещение УДО удовлетворены полностью.

В Беларуси созданы условия для реализации конституционного права граждан страны на получение общего среднего образования (далее – ОСО).  

В 2661 учреждении ОСО обучаются более 1 млн учащихся. Образовательный процесс осуществляют 84,1 тыс. учителей.

Продолжается работа по расширению сети профильных классов профессиональной направленности, в которых в 2024/2025 учебном году обучалось 28 590 учащихся Х–ХI классов.

В 2024 году на международной математической олимпиаде команда Республики Беларусь заняла 5-е командное место среди 109 стран, на Европейской географической олимпиаде представитель команды Республики Беларусь стал абсолютным победителем, на Международной научной физической олимпиаде в общекомандном зачете команда Республики Беларусь заняла 1-е место. В 2025 году 29 учащихся приняли участие в 5-ти международных олимпиадах, завоевав 28 медалей (3 золотых, 14 серебряных, 11 бронзовых).

Победители (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад и республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются в учреждения высшего образования без вступительных испытаний.

Одним из приоритетов современной системы образования является обеспечение доступности и качества образования детей с особенностями психофизического развития. Кодексом об образовании закреплен принцип инклюзии, а его реализация – в качестве одного из основных направлений государственной политики.

Реализацию программ профессионально-технического образования (далее – ПТО) и среднего специального образования (далее – ССО) на начало 2024/2025 учебного года осуществляли 226 колледжей и 66 иных учреждений образования.

На уровне ПТО обучается 67,5 тыс. человек, на уровне ССО – 116,6 тыс. человек. Образовательный процесс организуют 18,9 тыс. педагогических работников.

В системе высшего образования функционируют 47 учреждений высшего образования (далее – УВО), которые обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы.

Всего в 2024/2025 учебном году высшее образование I ступени, общее высшее или специальное высшее образование получали 224,2 тыс. человек, углубленное высшее образование – 10,4 тыс. человек.

В 2025 году белорусские вузы приняли более 48 тыс. первокурсников, причем на бюджетную форму обучения – около 31,8 тыс. студентов.

В национальной системе образования функционирует
242 учреждения дополнительного образования детей и молодежи, в которых обучаются более 353 тыс. детей.

В УОСО работает 1 730 руководителей по военно-патриотическому воспитанию, в колледжах – 168. Функционируют более 250 военно-патриотических клубов и около 900 поисковых объединений.

Государственная поддержка образования в Республике Беларусь играет ключевую роль в обеспечении равного доступа к знаниям для всех слоев населения. Основой этой поддержки является система бесплатного среднего образования и широкий выбор бюджетных мест в учреждениях высшего и среднего специального образования.

Другие меры государственной поддержки: стипендии за счет средств республиканского или местного бюджетов; общежития, предоставляемые обучающимся; ряд категорий получает также бесплатное горячее питание; бесплатные учебники и пособия; спецодежда и обувь на практике и стажировках. Наконец, специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Наш Президент требует: в сфере образования не должно быть постоянных метаний, экспериментов ради эксперимента. Наоборот, дана установка на то, чтобы все было четко, прозрачно, понятно – и учителям, и детям, и родителям.

С 1 сентября начнут действовать коррективы, внесенные в Кодекс об образовании. В частности, внесены некоторые изменения в ЦЭ и итоговую аттестацию школьников; введен новый порядок распределения и больше гарантий для выпускников УВО и колледжей: количество уроков по предмету «Физическая культура и здоровье» увеличивается с двух до трех в неделю; в сельские школы возвращена программа по обучению вождению; упрощена организация подвоза школьников; закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды и др.

Тем не менее, Александр Лукашенко 20 июня на церемонии награждения выпускников и преподавателей УВО заявил: «В ближайшее время мы серьезно еще раз подойдем к некоторым проблемным вопросам образования. Система будет, прямо скажу, серьезно подрегулирована и поднастроена».

На сегодняшний день национальная система образования позволяет удовлетворять потребность экономики в трудовых ресурсах за счет подготовки в учреждениях образования специалистов со средним специальным, высшим образованием, рабочих с профессионально-техническим, средним специальным образованием. Выпускники принимаются на первичные должности, для занятия которых не требуется стаж профессиональной деятельности.

Распределение выпускников осуществляется в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих и служащих. При этом предусматривается и социальная поддержка молодых специалистов.

Экспорт образовательных услуг в Республике Беларусь представляет собой перспективное направление международного сотрудничества и укрепления гуманитарных связей. В последние годы белорусские вузы и колледжи активно развивают программы, направленные на привлечение иностранных студентов, особенно из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки (всего более 110 стран).

Наблюдается тенденция к росту востребованности белорусского образования среди иностранных граждан, желающих обучаться в высших учебных заведениях Республики Беларусь. Если в 2010 году в республике обучалось около 10 тыс. иностранных граждан, но на 1 января 2025 г. уже порядка 34 тыс.

Рассматривалось также состояние и перспективы развития отечественной науки

Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 2025 г.
№ 135 утверждены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране на 2026-2030 годы.

Это цифровые технологии и искусственный интеллект, инновационные технологии в промышленности, биологические и медицинские технологии, инновационные технологии в агропромышленном комплексе и пищевой промышленности, научное и научно-техническое обеспечение безопасности человека, общества и государства.

Для реализации этих направлений Республика Беларусь располагает соответствующим кадровым научным потенциалом.

Ежегодно в различных отраслях экономики внедряется более
300
академических разработок, способствующих повышению конкурентоспособности Республики Беларусь на международных рынках.

Вот некоторые примеры инновационных производств, разработки которых были внедрены в реальный сектор по состоянию на июль 2025 г.

На базе Института физики им. Б.И.Степанова создано инновационное производство оптических компонентов и лазерных систем. Освоен выпуск экспортоориентированных высокотехнологичных лазерных систем с диодной накачкой нового поколения, а также прецизионных оптических элементов лазерного качества. Освоен выпуск новейших образцов техники, в том числе:

электрического карьерного самосвала грузоподъемностью 120 т; самосвала карьерного грузоподъемностью 136 т; шлаковоза грузоподъемностью 80 т с чашей объемом 11 м³ и тяжеловоза грузоподъемностью 150 т (ОАО «БЕЛАЗ»); трактора «Беларус» на базе бесступенчатой трансмиссии с двигателем Weichai (Вейчай) мощностью 330 л. с.; трактора «Беларус» с центральным приводом и передним ведущим мостом увеличенной грузоподъемности (ОАО «МТЗ»); новых грузовых автомобилей, включая модели с правым расположением органов управления; перронного автобуса второго поколения с двигателем мощностью 300 л. с. (ОАО «МАЗ»).

В ОАО «Планар» поставлен на производство высокопроизводительный генератор изображений с применением технологии пространственно- световой модуляции.

На базе Толочинского консервного завода успешно функционирует производство быстрозамороженного картофелепродукта типа FRENCH FRIES (картофель фри).

Для примера, фактический выпуск импортозамещающей продукции и услуг по разработкам НАН Беларуси, внедренным в экономику, составляет порядка 335 млн долларов США в год.

Одну из ключевых позиций в развитии инновационного предпринимательства Республики Беларусь занимают технопарки.

На сегодняшний день во всех регионах страны действуют
14 технопарков: по одному в Брестской, Гомельской и Гродненской областях, по два в Минской и Могилевской областях, три в Витебской области и четыре в г.Минске.

В Беларуси проводится системная работа по развитию международного научно-технического сотрудничества. Основные усилия государства направлены на углубление взаимодействия в Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ и со странами дальней дуги.

Белорусские ученые сотрудничают с коллегами со всего мира.

Новые возможности перед Беларусью открывает присоединение
4 июля 2024 г. в г.Астане к Шанхайской организации сотрудничества. Начато взаимодействие в рамках соглашения между правительствами государств членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве.

Наши страны будут углублять взаимодействие в сфере науки и технологий в многостороннем формате. Развивается и научное сотрудничество со странами дальней дуги. В их числе Китай, Индия, Турция, Венесуэла, Сингапур и многие другие.

Только на базе организаций НАН Беларуси действует
33 международных исследовательских центра с организациями России, Китая, Вьетнама, Турции, ЮАР и др.

Одним из ключевых направлений интеграции является научно-техническое и инновационное сотрудничество между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.

В настоящее время выполняются три научно-технические программы Союзного государства:

«Интелавто» – разработка системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящей существующие аналоги, в т.ч. управления двигателем, бортовой безопасности, роботизированного управления, высокоэффективных электродвигателей и других компонентов для электрического и гибридного транспорта;

«Компонент-Ф» – разработка новых образцов лазерной техники, применяемой для обработки различных материалов и производства медицинской техники;

«Комплекс-СГ» – разработка базовых элементов орбитальных
и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства.

В рейтинге достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) Беларусь заняла 32-е место среди 167 стран согласно Sustainable Development Report 2025.

По индексу человеческого развития среди 193 стран, по данным Доклада ПРООН о человеческом развитии в 2025 году, Беларусь занимает 65-е место в Глобальном индексе человеческого развития (ИЧР). В рамках оценки достижения страны в трех основных аспектах: продолжительность жизни, образование и уровень жизни, Беларусь принадлежит к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития.

Согласно индексу готовности к передовым технологиям (Readiness for Frontier Technologies Index, RFTI) в 2023 г. Республика Беларусь заняла 55-е место из 166 экономик.

По индексу уровня образования в 2024 году Республика Беларусь заняла 40-е место из 193 стран (2023 г. – 57-е место из 207 стран).

«То, что у нас образование не хуже, – это факт однозначный и в доказательствах не нуждается», – подчеркнул белорусский лидер на встрече со студентами вузов гуманитарного профиля в формате «Открытый микрофон с Президентом» в ноябре прошлого года.

Последние новости

Актуальные новости

Совет министров Беларуси утвердил новые правила расчета платежей за коммунальные услуги

21 августа 2025
Читать новость
Актуальные новости

Делегация Чаусского района побывала на ярком гала-концерте «Кинотеатр Александрия» с участием звёзд эстрады

21 августа 2025
Читать новость
Актуальные новости

Директор хозяйства скрыл падеж 123 голов скота. Прокуратура передала дело в суд 

21 августа 2025
Читать новость
Актуальные новости

Транспортная инспекция проверила школьный транспорт

21 августа 2025
Читать новость
Актуальные новости

В Чаусском районе проходит Единый день информирования

21 августа 2025
Читать новость
Общество

В Могилеве пожилая рецидивистка воровала из магазина дорогие куклы

20 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем