Военные амбиции Польши: насколько они реальны и стоит ли переживать? Мнение Виталия Руцкого

Геополитические стремления Польши уже давно не являются секретом – страна стремится стать новым экономическим и военным центром Евросоюза. Франция и Германия, на протяжении всей истории блока, были его главными локомотивами, но теперь они, мягко говоря, сдулись. Великобритания, с другой стороны, всегда стояла немного особняком, хоть и является одним из центров силы современной Европы. «Свято место пусто не бывает» – таким принципом руководствуется сегодняшняя польская элита.
Но чтобы тащить за собой всю Европу, не прибегая к посторонней помощи, нужно иметь мощную экономику, входящую хотя бы в топ-10. На сегодняшний день, по показателю ВВП, Польша лишь 20-я, пока Германия и Франция, в не самые лучшие времена, являются 3 и 7 в мире соответственно. Если взять показатели ВВП по паритету покупательской способности, то Польша всё так же занимает 20 место, а Германия и Франция – 6 и 9 соответственно. Суммарная экономика лидеров Евросоюза мощнее польской практически в 10 раз – 8 204 миллиардов евро против 979 миллиардов.
Какой из Польши при нынешних раскладах получится центр силы – вопрос риторический. Несмотря на это, в Польше будут самые сильные сухопутные войска среди членов НАТО на континенте, что отпугнет любого агрессора. По крайней мере, так считает польский министр обороны Мариуш Блащак. Только он наверное забыл, что содержание такого контингента, а также обеспечение его современными видами вооружения (которых в самой Польше, кстати, нет – всё покупное или «подаренное») обойдётся недёшево.
Единственное преимущество Польши для её стран-коллег из Евросоюза и НАТО – близость к Беларуси и России.
Кстати, сам Блащак сейчас находится в глухой оппозиции – власть поменялась. Несмотря на это, Польша продолжает закупаться оружием и является лидером на континенте по военным расходам в процентах от ВВП. Сейчас у нашего западного соседа есть контракты на поставку техники из Южной Кореи и США. Но стоит понимать, что американцы – это американцы, они всегда получат больше, чем отдадут, даже если на бумаге всё выглядит красиво для обеих сторон. При этом Штаты всегда могут увязнуть в каком-нибудь конфликте – на том же Ближнем Востоке. То же касается и Сеула, который граничит с Северной Кореей. А в случае возникновения экстренной ситуации контракты исполнению не подлежат.
Между тем профессор Николай Межевич уверен, что не нужно недооценивать военные амбиции Польши:
– Если брать «классические» армии, то есть армии с большим количеством танков, здесь Польша имеет все шансы сформировать танковый корпус больше, чем у Германии, Франции, Великобритании и Италии вместе взятых. …У нас нет и не будет превосходства в танках и в пехоте, нет превосходства в авиации. У нас чуть получше ситуация с артиллерийскими системами. Но эта ситуация не должна радовать Польшу, а, наоборот, – должна пугать. Потому что при условии нападения Польши на Республику Беларусь или Россию мы, не имея возможности отвечать обычным оружием, будем отвечать тактическим ядерным оружием. Поэтому, конечно, милитаризация Польши представляет опасность для Союзного государства. Потому что, чем больше людей ходит по Белостоку с оружием и боевыми патронами, вероятность появления какого-нибудь неуравновешенного человека, который пойдет на индивидуальную провокацию, становится реальнее. А мы с вами знаем, что такие провокации часто перерастают в большие конфликты.
Также эксперт уже не оценивает шансы конфронтации с Польшей как минимальные:
– Признаться честно, я уже не оцениваю как минимальные, а скорее как незначительные. Потому что прошло определенное время, в Польше принято решение о создании новых частей, подписаны новые контракты, сделаны новые заявления, ситуация стала похуже.
Несмотря на то, что Польша продолжает бредить агрессией со стороны Беларуси и России, нужно понимать, что прямая конфронтация приведёт к войне между НАТО и Россией, в которой у обеих сторон будет ядерное оружие. Поэтому поляки могут сколько угодно жертвовать процентами от ВВП, которые могли бы пойти на медицину или образование, на вооружение – в любом случае это ни к чему не приведёт. Зато будет повод похвастаться, мол, у нас самая сильная армия в Европе. Вполне в духе поляков, для которых «гонор» – это всё.