40 сантиметров бетона, скорость до 120 км/ч. Какой будет трасса М10 после реконструкции?

Уже более полугода реконструируют трассу М10 граница России — Гомель — Кобрин. Улучшат почти 86 километров дороги: с 109-го км 9-го м до 195-го км 15-го м. Проект, которым занимается «Гомельавтодор», разделён на пять очередей. Сейчас работа ведётся на участке с 109-го км 9-го м до 126-го км. Мы съездили на место и посмотрели, как проходит ремонт.

Когда закончится ремонт и сколько он стоит?
Наиболее интересующий многих вопрос: когда закончится реконструкция? Как видно по документам, реконструкция первой очереди завершится в сентябре 2026 года. На каждую из оставшихся четырёх очередей также запланировано по два года ремонтных работ. Изначально предполагалось параллельное строительство всех участков, однако из-за высокой стоимости приняли решение сделать его поэтапным.

Сейчас в работах задействованы пять дорожно-строительных управлений дорожно-строительного треста № 2, а также многочисленные субподрядчики: связисты, электрики, специалисты по инженерным системам, представители лесного хозяйства и других смежных служб. Как ранее сообщалось, строительство одного километра обходится в сумму свыше 13,5 млн рублей. А стоимость всего инвестпроекта — более 1 млрд рублей.
Чтобы узнать больше деталей о проекте и ходе работ, мы встречаемся с генеральным директором РУП «Гомельавтодор» Денисом Ясько.

— На данном участке автомобильной дороги интенсивность движения превышает 8 000 автомобилей в сутки. В текущем состоянии трасса не обеспечивает желаемого уровня комфорта и безопасности. Однако после завершения реконструкции всех запланированных очередей участники дорожного движения будут двигаться по современной трассе, — рассказывает Денис Ясько.
Чего ждать от реконструкции?
От бывшего так называемого кольца на Речицу почти до города Калинковичи будет создана современная бетонная дорога с четырьмя полосами движения, разделительным барьером, сетками от диких животных и шестью подземными пешеходными переходами.

Подобное дорожное покрытие впервые будет применено в Гомельской области. Ранее такие технологии использовались при строительстве участков дороги М14 в Минской области и частично на трассе М3.

— При реконструкции и расширении трассы применяются современные строительные технологии, основой которых служит укладка прочного бетонного покрытия. Конструкция дорожного «пирога» включает в себя несколько последовательных слоёв. Вначале укладываются песок, щебень и специальная щебёночно-песчаная смесь. Затем идёт слой тощего бетона толщиной 14 см (он выполняет функцию верхнего слоя основания).

— Поверх него наносится 3-сантиметровый слой песчаного асфальтобетона для окончательного выравнивания поверхности. Завершающим этапом является укладка 24-сантиметрового слоя тяжёлого бетона. Таким образом, общая толщина дорожной конструкции составляет более 40 сантиметров, — рассказывает Денис Ясько.

В отличие от некоторых других участков белорусских дорог с менее прочным покрытием, которое в летний период подвержено деформациям из-за высоких температур, бетонное основание будет в разы устойчивее. Это обеспечит высокую несущую способность без сезонных ограничений: покрытие выдержит нагрузку 11,5 тонны на ось даже в жаркое время года.

Специалист поясняет, что выбор бетонного покрытия обоснован не только его повышенной долговечностью, но и стратегическими экономическими соображениями. Беларусь активно производит цемент, а использование локальных ресурсов снижает зависимость от импорта, в частности — от битума, за который приходится рассчитываться валютой. Поэтому такое решение позволяет уменьшить эксплуатационные затраты в долгосрочной перспективе.

— Помимо базовой прочности бетонного покрытия, трасса будет обрабатываться специальным гидрофобизирующим составом, защищающим бетон от влаги. Первичная обработка проводится при вводе в эксплуатацию, а далее — каждые два-три года, — отмечает генеральный директор РУП «Гомельавтодор».

Также при реконструкции трассы будет реализована комплексная система водоотведения. Она предусматривает использование водоотводных лотков, которые направляют поверхностные стоки, и дренажных каналов, идущих вдоль трассы и позволяющих эффективно удалять излишнюю влагу. В наиболее уязвимых местах, особенно в зонах транспортных развязок, будет дополнительная ливневая канализация. Такая система обеспечивает стабильную и бесперебойную работу в условиях сильных дождей, способствуя долговечности всей дорожной конструкции.

— При проектировании трассы были предусмотрены меры, обеспечивающие её устойчивость к характерным для региона климатическим перепадам — от внезапных заморозков до резкого потепления. Основным защитным элементом здесь станет бетонное покрытие, в котором заложены продольные и поперечные швы. Они позволяют компенсировать температурные расширения и сжатия, предотвращая растрескивание и деформацию. Кроме того, общая толщина дорожной одежды обеспечивает высокую прочность и стабильность даже при значительных погодных колебаниях.
В карьере нашли бомбу!
Реконструкция автодороги состоит из нескольких ключевых этапов. Сначала создаётся новое основание, рассчитанное на интенсивные нагрузки. Количество полос движения увеличится до четырёх, что существенно повысит пропускную способность и уровень безопасности.

— Пока идёт строительство, используются временные объездные дороги. Например, в районе бывшего речицкого кольца трасса отклоняется в сторону — это временное решение, обусловленное необходимостью прокладки коммуникаций и труб. После завершения работ объезд будет демонтирован и движение вернётся на новое основное полотно. И таких съездов сейчас несколько на всём ремонтируемом участке. Поэтому просим водителей отнестись с пониманием к этим обстоятельствам, — сообщает гендиректор РУП «Гомельавтодор».

Также специалист уточняет, что подобные решения применялись и при строительстве автодороги М5/Е271 Минск — Гомель и доказали свою эффективность, а весь процесс реконструкции направлен на создание современного, безопасного и удобного дорожного полотна, соответствующего нормативным требованиям.

В рамках реконструкции автодороги будут внедрены значимые изменения, направленные на повышение безопасности и эффективности движения. Одним из ключевых нововведений станет установка системы видеонаблюдения, которая позволит в реальном времени отслеживать состояние дорожной сети и оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Особое внимание будет уделено пешеходной инфраструктуре. Предусмотрено строительство подземных переходов, что полностью исключит пересечения пешеходов с проезжей частью на одном уровне. Также будут возведены современные транспортные развязки, включая путепроводы. На них движение будет организовано по двум полосам в каждом направлении, в то время как под ними разместится основная магистраль с четырьмя полосами.

В местах, где это необходимо, вдоль дороги установят защитные сетки от диких животных. Однако на участке первой очереди, проходящем вне лесных массивов, такие конструкции не предусмотрены.

Что касается плодородного слоя почвы, который снимается перед началом земляных работ, то в последующем он используется повторно. Почву разравнивают вдоль откосов и обочин, создавая условия для восстановления растительности.

— А были какие-то интересные находки со старта реконструкции?
— Артефактов времён до Второй мировой войны обнаружено не было, но как-то рабочие наткнулись на авиабомбу в одном из карьеров. Объект оказался потенциально опасным, поэтому на место немедленно вызвали сапёров. После обследования и оценки боеприпас был ими нейтрализован.
Без колец, но с «клеверными» развязками
На текущем этапе на участке реконструкции дороги задействовано около 200 единиц строительной техники, включая самосвалы, экскаваторы и специализированные дорожные машины, например установки для забивания свай, которые используются при возведении мостов и укреплении оснований. Численность рабочих составляет порядка 300 человек. Строительные бригады трудятся по 12 часов в день.

— Уже проведены работы по демонтажу кольцевой развязки: съезды готовы, а транспорт перенаправлен по объездным маршрутам. Во всех элементах строительства применяются современные сертифицированные белорусские материалы. Это не только позволяет поддерживать национального производителя, но и обеспечивает логистическую устойчивость и экономическую эффективность проекта, — говорит Денис Ясько. — Что касается транспортных развязок, то на всём протяжении реконструируемого участка их будет устроено семь. Все они будут выполнены по современным стандартам и адаптированы к интенсивному трафику, особенно грузовому.
Первый участок самый сложный, а дальше — легче
Наибольшим по протяжённости среди реконструируемых участков (24 километра) станет отрезок трассы в Калинковичском районе. Несмотря на его размеры, он не считается самым сложным. Главные трудности возникают на другом участке — первом по очерёдности.

Как отмечает Денис Ясько, на первом этапе работ необходимо было переустроить около 150 инженерных переходов, проходящих под существующей дорогой. Среди них — участки, связанные с нефтепромысловыми коммуникациями и трубопроводом «Дружба». Эти элементы инфраструктуры требуют дополнительного внимания и индивидуальных решений, что также влияет на трассировку временных путей объезда.

— Одной из главных сложностей при реконструкции становится перенос существующих инженерных коммуникаций. В отдельных случаях это может замедлить ход работ. Однако все возникающие вопросы оперативно решаются в рамках еженедельных рабочих совещаний, в которых участвуют представители заказчика, генерального подрядчика и всех субподрядных организаций. Такой подход обеспечивает эффективное взаимодействие и оперативное принятие решений на каждом этапе проекта.

После завершения строительных работ дорожное покрытие обязательно проходит специальное испытание, прежде чем будет введено в эксплуатацию. Для этого привлекаются специалисты профильных институтов, например БелдорНИИ. Они проводят замеры прочности и устойчивости покрытия на контрольных участках в соответствии с установленными методиками.
Скорость до 120 км/ч, и без светофоров
Светофоров на реконструируемом участке не будет, чтобы не вызывать дополнительных задержек движения. Вместо этого будет система визуального мониторинга — вдоль дороги устанавливаются дорожные измерительные станции с видеонаблюдением, которые передают данные о погодных условиях, состоянии покрытия и других параметрах в диспетчерскую службу. Эта информация позволит оперативно реагировать на возможные изменения дорожной обстановки.

Скоростной режим также порадует водителей — он составит до 120 км/ч, что позволит сохранять высокий темп движения и при этом соблюдать требования безопасности.
— А будут ли какие-то зоны отдыха вдоль дороги?
— Проектом предусмотрены площадки для кратковременного отдыха водителей, однако специализированных кемпингов или масштабных зон рекреации организовано не будет. Вместо этого предполагается опора на уже существующую инфраструктуру — вблизи трассы есть автозаправочные станции, магазины, туалеты и другие необходимые сервисы. При этом автозаправки в республике продолжают активно развиваться и всё чаще предлагают расширенный набор услуг, включая души и площадки для стоянки с элементами кемпинга.

Реконструкция автодороги, предполагающая расширение проезжей части до четырёх полос, неизбежно влияет на населённые пункты, расположенные вблизи трассы. Одной из первоочередных задач стало обеспечение баланса между транспортной эффективностью и качеством жизни местных жителей.

— Изначально в проекте предусматривалась установка шумозащитных экранов, однако от этой идеи было решено отказаться. Вместо них планируется создание живых зелёных изгородей — насаждений из деревьев и кустарников. Это решение не только снижает уровень шума и частично защищает от пыли, но и сохраняет открытость пространства. Для выбора подходящих растений ещё будут проведены исследования. Рассматриваются варианты с использованием хвойных культур, а также других зелёных пород, устойчивых к условиям вдоль трассы.
Дороже в строительстве — качественнее на дистанции
На текущий момент новая трасса строится как бесплатная для проезда. Официально плата за использование дороги не предусмотрена. Однако в будущем ситуация может измениться: вопрос об этом обсуждается на уровне ведомств и пока остаётся открытым.

Представители дорожных служб не исключают, что после завершения строительства соответствующие решения могут быть приняты. Всё будет зависеть от стратегии эксплуатации дороги, её содержания и финансирования.

Новая автодорога, построенная с применением бетонного покрытия, будет рассчитана на срок службы около 25 лет при условии своевременного выполнения всех необходимых капитальных и эксплуатационных мероприятий. Это существенно дольше, чем срок службы традиционного асфальтобетонного покрытия, которое требует ремонта уже через 8—10 лет.

— Поначалу такая бетонная дорога обходится дороже в строительстве, чем асфальтовая. Однако благодаря своей долговечности и меньшим затратам на обслуживание в будущем она постепенно окупается. Подобные решения начинают активно внедрять на ключевых участках с высокой интенсивностью движения и большой нагрузкой, чтобы обеспечить устойчивую эксплуатацию без регулярных дорогостоящих ремонтов, — говорит Денис Ясько.
av.by/news