Новые правила покупок: как работает сканирование QR-кодов на товарах

Продукцию в белорусских магазинах будут “проверять на легальность” дважды. Разбираемся, к чему готовиться покупателям.
В Беларуси грядут изменения в процессе покупки некоторых товаров. Уже с 1 июля для всех магазинов страны вводится обязательное правило по сканированию специальных QR-кодов на определенных продуктах. Нововведение коснется не только кассиров, но и пользователей касс самообслуживания.

Некоторые магазины уже начали тестировать систему сканирования, но без нюансов пока не обходится.
Журналист Tochka.by попыталась разобраться, как это новшество будет работать, а также узнала, что об этом думают сами белорусы и работники магазинов.
Для чего нужна специальная маркировка
Как пояснили Tochka.by в Министерстве по налогам и сборам, маркировка товаров специальными кодами нужна для того, чтобы бороться с подделками и незаконным оборотом продукции. Двумерный код Data-Matrix позволяет покупателям убедиться в качестве и легальности товара.
Система с кодами работает не только в Беларуси, но и в странах ЕАЭС (Армении, Казахстане, Кыргызстане и России).
Согласно постановлению Совмина, маркировке подлежат такие товары, как:
- чай, кофе, молочная продукция, растительное масло, икра
- соки, вода, газировки
- пиво, слабоалкогольные напитки
- обувь, товары легкой промышленности, меховые изделия, часы
- моторное масло, шины и покрышки пневматические резиновые новые, моющие средства
- жидкости для электронных систем курения
- ноутбуки, планшеты, принтеры, мобильные телефоны, мониторы, телевизоры и другое.

Как часто в белорусских магазинах были проблемы с некачественной и нелегальной продукцией, в МНС не уточнили.
Как изменится работа касс самообслуживания
Теперь для того, чтобы купить определенный товар, необходимо будет сканировать два кода: обычный штрих-код (GTIN) и дополнительный – DataMatrix. Об этом вас “попросит” сама касса самообслуживания (далее – КСО).
В то же время в МНС уточнили, что некоторые модели КСО могут сканировать лишь QR-код и извлекать из него нужную информацию по обычному GTIN.
Если вдруг специальный код не считывается, покупатель может обратиться к консультанту или кассиру.

В связи с такими новшествами, весь парк кассового оборудования, в том числе и кассы самообслуживания, подлежат замене или обновлению. Как заверили в МНС, данные работы в магазинах уже завершаются.
Кроме того, изменятся и выдаваемые на руки чеки. Теперь в них появятся новые QR-коды, которые можно будет просканировать телефоном, чтобы таким образом проверить легальность продукта.
Стоит ли ждать очередей?
Отвечая на вопрос о том, стоит ли ждать очередей в магазинах, в МНС отмечают, что говорить об этом пока преждевременно.
“Если в магазинах обновили кассовое оборудование, обучили персонал и настроили все остальные необходимые бизнес-процессы, то переход к новой системе сканирования покупок должен произойти без последствий для покупателей”, – комментируют в ведомстве.
Как обстоят дела на самом деле?
По нашим наблюдениям, практически все торговые сети уже перешли на новую систему сканирования товаров на КСО. А чтобы проверить нюансы работы, мы в качестве обычных покупателей сходили в магазин и посмотрели, как это работает.

Так, на кассе самообслуживания в “Евроопте” при покупке условной сметаны система сразу же просит пробить и дополнительный QR-код. Без этого товар просто-напросто не получится приобрести. В остальном процесс работы КСО никак не изменился.
При этом, по словам одного из сотрудников магазина, люди довольно часто испытывают затруднения с новыми QR-кодами. Редко, но попадаются такие покупатели, которые в принципе не знают, что это такое и в чем отличие от штрих-кодов.
“У других же есть проблемы с тем, чтобы отсканировать QR-код с первого раза. Например, человек его пробил, но задел еще и штрих-код. В таких случаях система начинает просить еще раз просканировать DataMatrix”, – отмечает сотрудник.
Молодой человек предложил лайфхак: чтобы все прошло удачно, достаточно просто закрыть основной код рукой и просканировать QR.
“Кроме того, бывают сложности с тем, что новые коды плохо читаются. Особенно эта проблема касается маленьких питьевых йогуртов и, в целом, продукции отдельных молочных брендов”, – добавляет консультант.

В любом случае, покупателям стоит помнить, что возле касс самообслуживания всегда должны дежурить сотрудники сети, чтобы помогать и подсказывать в случае каких-либо трудностей.
Что говорят покупатели?
На КСО мы спросили у нескольких покупателей, как им новшество с QR-кодами.
“В части процесса сканирования все понятно, но бесит, что, когда покупаешь много единиц одного и того же товара – в моем случае пиво, приходится их все по одному сканировать. Это много времени”, – говорит девушка.
А вот по словам другого покупателя, проблем в новых правилах с QR-кодами вообще нет.
“Мне всегда больше нравилось пользоваться кассами самообслуживания, и с новой системой ничего не поменяется. Не вижу ничего сложного в том, чтобы дополнительно пробить какую-то наклейку”, – отмечает молодой человек.

А вот другая женщина не разделила этого мнения.
“Я сейчас пробиваю несколько бутылок питьевых йогуртов в связке, и вот как мне их сканировать? Эти коды очень неудобно расположены”, – возмущается покупательница.
Как работает приложение “Электронный знак”?
Мобильное приложение “Электронный знак” позволяет потребителям сканировать QR-коды на товарах и получать о них необходимую информацию. В том числе можно узнать:
- дату производства и срок годности (например, у молочных продуктов)
- состав и производителя
- тип упаковки и способ маркировки
- кто и когда промаркировал товар.
Интерфейс самого приложения довольно простой и понятный: есть инструкция по использованию, а также пояснение того, что такое DataMatrix и какие товары подлежат проверке.

При первом открытии вам предлагают зарегистрироваться, но пользоваться функционалом сканера можно и без этого.
“Главное преимущество приложения – проверка легальности товара. Если код зеленый, значит, товар может находиться в обороте. Если красный – продажа этого товара незаконна”, – поясняют в МНС.
Важно помнить, что для разных категорий товаров информация может отличаться. Так, например, на QR-коде “молочки” указано средство идентификации, поэтому при сканировании пользователю приложения выдается полная информация о продукте.

В то же время товары других категорий маркируются унифицированными контрольными знаками. Так, при сканировании моющих средств, чая, кофе и других продуктов вам выдается более поверхностная информация о товаре.

Во время тестирования приложения мы столкнулись с интересной ситуацией. При сканировании двух бутылок растительного масла разных производителей и энергетика приложение показало красный код. Возможно, это связано с тем, что товары произведены в РФ.

Если покупатель находит подделку или нарушение, через приложение можно отправить жалобу в налоговую. Собственно, такая возможность нам и предоставилась.
Однако вопрос, действительно ли эти товары недоброкачественные или система с иностранными кодами пока недоработана, остается открытым.
Что в итоге?
Пока новая система только внедряется, еще есть моменты, которые требуют “обкатки”: технические сбои, нечеткие и маленькие QR-коды, информирование населения, более длительный процесс покупки и другое.
Смогут ли новые QR-коды помочь обычным потребителям и бизнесу в борьбе с контрафактом – пока сложно сказать.
Покупателям и кассирам остается только ждать и надеяться, что со временем этот процесс наладится и станет таким же привычным, как и сканирование штрих-кода.
tochka.by