Геологический молоток вместо винтовки. Какое открытие уроженца деревни под Жабинкой помогло переломить ход ВОВ

Когда мы говорим о героях войны, первыми вспоминаем солдат с оружием в руках. Но Победа рождалась и за сотни километров от линии фронта – у станков в цехах, в полях и даже в геологических экспедициях. Андрей Трофимук не сражался на передовой, но его открытие точечно сработало на Победу – буквально заправило танки для штурма Берлина. Уроженец небольшой белорусской деревни в 1943-1944 годах нашел нефть там, где ее не “видели” маститые геологи. Андрей Трофимук – герой специального проекта БЕЛТА “Профессии войны”, посвященного 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Рассказываем об отважных людях самых разных профессий – тех, кто, находясь на передовой, в тылу или оккупации, вносил свой вклад во всенародную борьбу с фашизмом.
На слуху имена многих героев войны, но иногда судьба преподносит удивительные открытия. Оказывается, рядом с нами жили люди, которые меняли ход истории. Так можно сказать и об Андрее Трофимуке. Память о земляке сохранили работники Брестского областного краеведческого музея. Благодаря им в том числе мы узнали, как этот человек помогал и фронту, и развитию науки.

Андрей Трофимук в 1911 году родился в деревне Федьковичи в Жабинковском районе. Мальчику было всего четыре года, когда началась Первая мировая война. Спасаясь от смерти и разрушений, семье пришлось бежать на чужбину. Еще через три года мама умерла, и маленький Андрей остался на попечении лишь отца. Обычный белорусский крестьянин сыграл большую роль в судьбе сына. Мужчина занимался ремонтом железных дорог, поэтому приходилось вести кочевой образ жизни, переезжая с места на место. При этом Андрей хорошо учился, после окончания средней школы поступил на геофак Казанского университета. Получив профессию, параллельно пошел в аспирантуру.


Уже тогда проявлялась настойчивость уроженца Беларуси. Молодой специалист добился, чтобы его перевели в Башкортостан, где были открыты первые нефтяные месторождения. В первые же годы работы на производстве он провел комплексное изучение нефтяных месторождений Ишимбайского района, написал кандидатскую диссертацию. Карьера шла в гору. В 1940-1942 годах Андрей Трофимук – главный геолог треста “Ишимбайнефть”.
“Андрей Трофимук был по-настоящему великим ученым. Он является ярким представителем белорусской земли, который внес вклад в мировую науку. Стоял у истоков открытия и освоения пяти крупнейших нефтегазоносных провинций (четырех в СССР и одной в Китае). Вместе с коллегами ему принадлежат два зарегистрированных научных открытия, имеющих важнейшее значение для всего человечества: “Свойство природных газов находиться в твердом состоянии в земной коре” (1969) и “Явление преобразования органического вещества осадочных пород под действием тектонических и сейсмических процессов земной коры” (1989)”, – обратил внимание проректор по научной работе Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Максим Богдасаров.



На войне люди проявляли героизм не только на фронтах, в тылу врага тоже каждый старался помочь чем мог. С началом ВОВ резко возросла потребность в нефти, а ее вывоз из Азербайджана был затруднен. Многие опытные исследователи не верили в успех бурения скважин в Карлинско-Кинзебулатовской зоне. Андрей Трофимук на этом настаивал. Первые попытки оказались безрезультатными, геологи громко высказывали скепсис. Однако белорус не сдался и в 1943 году обнаружил там нефть. Было открыто и введено в разработку Кинзебулатовское, а в 1944 году – гигантское Туймазинское месторождение нефти. Достижение было невероятным, была резко увеличена добыча черного золота.

“Благодаря поиску и нахождению Андреем Трофимуком месторождений были обнаружены невероятные запасы нефти. Есть даже видеоролики, где показывается, что прямо из скважины поступает топливо в цистерны. Эти эшелоны прямиком шли на фронт для танков, самолетов, автомобилей и так далее. Его вклад настолько велик, что трудно переоценить. Если бы не это открытие, возможно, война бы закончилась на год позже, а может, и на два. Даже будучи в отдалении от родной Беларуси, он помог в ее освобождении. И мы, потомки, это ценим”, – заверила заведующая научно-экспозиционным отделом Брестского областного краеведческого музея Нина Кириллова.

Андрей Трофимук после окончания войны продолжал трудиться на разных должностях. За свои открытия он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, многочисленных премий и наград. У него шесть орденов Ленина!


В 1970-е годы в Брестском областном краеведческом музее начали собирать информацию о талантливом земляке. В то время он уже жил и трудился в Академгородке в Новосибирске. Для сбора экспонатов была организована командировка. “Вместе с супругой у себя дома очень тепло принимал сотрудницу нашего музея. Андрей Трофимук передал достаточно серьезные вещи, которые распределены в разные коллекции. Самые ценные предметы представлены в нашей постоянной исторической экспозиции”, – рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом. В фондах музея хранится около 40 мемориальных предметов: фотографии, документы, книги, брошюры, рукописи статей, личные вещи, в том числе которыми он пользовался в экспедициях.

Самый “говорящий” экспонат – ежедневник. “Когда я взяла его в руки, то стало ясно, насколько насыщенной и многогранной была повседневная жизнь Андрея Алексеевича. Каждый день датировался и прописывался – чем он занимался. Десятки фамилий каждый день, пометки об участии в заседаниях научного совета, редколлегии, партийных органов. Являясь исследователем в области геологии и разведки промышленного освоения нефтяных и газовых месторождений, он принимал непосредственное участие в экспедициях”, – добавила Нина Кириллова.

Сам Андрей Трофимук называл себя оптимистом, на это в свою очередь обратил внимание проректор по научной работе БрГУ имени А.С. Пушкина. “Он говорил, что, занимаясь поиском нефтяных месторождений, нельзя не быть оптимистом. В этой отрасли пессимисту делать нечего. Первая же неудача может вывести из строя. А оптимист и из пустой скважины извлечет такую информацию, которая приведет его со временем к настоящему открытию”, – подметил Максим Богдасаров.

Андрей Трофимук лишь свои первые четыре года прожил на территории современной Беларуси. Больше побывать здесь ему не удалось, хотя мыслями часто возвращался в родные края. Он был очень занятым, но простым человеком. “Будучи в годах, мечтал приехать в Беларусь, побывать на своей родине. Должно было состояться крупное научное мероприятие в Минске, куда он собирался прилететь, но не позволило здоровье. Рассказывал о своем водителе Иване Мулярчике, который тоже был родом из Беларуси. К землякам Андрей Алексеевич относился очень тепло. Наверное, такие глубокие связи идут на уровне духовности, которая у нас есть”, – предположила заведующая научно-экспозиционным отделом Брестского областного краеведческого музея.
Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА,
Фото Виолетты ЮЖАКОВОЙ,
БЕЛТА.