Война оставила след в судьбах членов семьи Савчковых из Чаус


Дата: 19.05.2015

В редакцию с просьбой написать о своих близких: отце и муже обратилась наша читательница Валентина Ерофеевна  Савчкова. Она принесла документы и фотографии, хранящиеся в семейном архиве много лет. При их изучении выявился  интересный факт: и у Ивана Андреевича (ее супруга) и у Ерофея Анисимовича (отца) фамилия Савчков. Выходит, что их судьбы связаны не только Великой Отечественной  войной, но и тем, что они были однофамильцами, более того, оба родом из деревни Красный Бор, была раньше такая в Чаусском районе.

Главное связующее звено между ними –  Валентина Ерофеевна: память родного человека хранит гораздо больше подробностей, чем сухие строки документов. Она рассказала, что до войны отец Ерофей Анисимович был председателем колхоза, в котором работала и мать Акулина Тихоновна. В семье было трое детей – две дочери и сын. С первого дня войны отец ушел на фронт, был несколько раз ранен. Время от времени от него доходили весточки, потом связь прервалась, и о его судьбе родные долго ничего не знали. Когда началась оккупация, староста деревни, сотрудничавший с фашистами, выдал семью председателя колхоза и коммуниста. Валентина Ерофеевна помнит, как мать со слезами на глазах вела детей на окраину деревни, а за ними шли вооруженные немецкие солдаты. Когда их собрались расстрелять, подъехал на телеге знакомый из другой деревни и сказал, что это ошибка, что они только однофамильцы и поручился за свои слова. Так чудом удалось избежать смерти.

Деревню вскоре сожгли, ни один дом не уцелел. Люди жили в землянках. Мать пекла для партизан хлеб, а старшая сестра Мария относила буханки в лес. Когда молодежь угоняли в Германию, ее тоже забрали, однако машины попали под бомбежку, и Марии удалось сбежать. Добралась до родной деревни, а землянка пустая. Мать с младшими были в «беженцах», под Могилевом. Когда советские войска освободили Могилевщину, вернулись домой. Голодали, ели папоротник, крапиву, лебеду, «лопуны» из гнилого картофеля, жили в землянке. Пришла «похоронка» на отца, но место его захоронения оставалось неизвестным. Только в 1976-м году из архива  Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР было получено сообщение, что рядовой ОДСБ Савчков Ерофей Анисимович 1905г.р. умер от ран 18.06.1944г. в 815 ХППГ, похоронен в 1,5 км северо-западнее деревни Пасонен в могиле №4. «Мама ждала отца многие годы. Она не смогла связать свою судьбу с другим человеком, так и не вышла замуж. Переехала в Чаусы поближе к детям, нянчила внуков, правнуков, берегла все, связанное  с памятью об отце», – вспоминает Валентина Ерофеевна.
Со своим мужем она познакомилась в 1958-м году, когда  Иван Андреевич после службы в армии вернулся в Красный Бор. История его жизни была очень драматичной. Рано потеряв отца, погибшего в советско-финской войне в 1940-м году, мальчик оказался в детском доме. Мать вынуждена была согласиться с тем, чтобы двое младших сыновей жили отдельно от остальных, так как одна прокормить пятерых детей  не могла. Старший брат и сестры остались дома, а Иван перед  войной находился в детском доме в Свислочи. Воспитанники и работники детского дома во время оккупации попали в концлагерь деревни Крынки, где над детьми проводили медицинские опыты, у них брали кровь. На две недели Иван попал в Азаричи, там был настоящий ад, он обрадовался, что вернулся обратно. И в «Крынках» детям приходилось тяжело: регулярные избиения, плохое питание, непосильный труд приводили к высокой смертности среди маленьких узников. Тела умерших не хоронили, перебрасывали через забор, выходящий на пустырь.
Однажды пятеро мальчишек, среди которых был Иван, нашли  звездочки с формы советских солдат и прицепили себе на одежду. Их построили на краю ямы и каждому выстрелили в голову. Иван чудом остался жив. Пуля рассекла кожу у виска, мальчик потерял сознание. Стоны из могилы ночью услышала воспитатель детского дома. Она вытащила мальчика, перевязала рану. Когда  он пришел в сознание, придумала, как его спасти. Повязала на голову  платок, надела платье, спрятав номер, выбитый на плече ребенка, и выдала за девочку, строго-настрого запретив общаться с друзьями. Удалось продержаться до прихода советских войск, тогда узников отпустили по домам.
Сначала Иван ехал по железной дороге, долго шел пешком. Когда пришел в Красный Бор, деревни не было. Оставшиеся в живых сельчане жили в землянках. Его ждал очередной удар. Односельчане сообщили, что его мать  погибла, подорвалась на мине, а старший брат Николай пропал без вести еще в 1943-м году. Сестры жили у чужих людей в Чаусах. Что было делать в такой ситуации сироте? Он нашел старшую сестру Софью, та помогла ему поступить в училище. Пришлось для этого прибавить себе возраст, иначе не приняли бы. Освоив плотницкое мастерство, работал на мебельной фабрике в Могилеве. Отслужил на флоте в Мурманске, со временем потянуло в родные места. В Красном Бору встретил Валентину Ерофеевну, поженились, прожили вместе 56 лет. Вырастили сына Александра и дочь Аллу, есть взрослые внуки, подрастают правнуки. В прошлом году Ивана Андреевича не стало, но близкие хранят память о нем и о войне, оставившей такой глубокий след в истории нашего народа.
Наталья ШКРЕДОВА