История деревни Александрово Чаусского района


Дата: 03.03.2015

А дело было так. Еще в позапрошлом веке в деревне было панское имение. А вокруг земли немерено. Хозяином сей недвижимости и наделов был Александр Кожин. И все это добро он оставил своему сыну Владимиру, который продолжал управлять, назвав в честь отца деревню Александрово.
В Волковичской сельской библиотеке сохранилось несколько строк о тех временах. Известно, что в 1897 году здесь жили семь крестьян. На полях имения работали сельчане и из соседних деревень Сутоки, Лисичник и Волковичи. Подробностей немного. Есть несколько слов и о том, что пан был очень добр с простыми крестьянами: давал земельный надел до десяти десятин. А это, ни много ни мало, а больше гектара будет. Для простого люда тогда было за счастье иметь такой кусок земли. Ведь, как правило, больше четырех десятин на душу не получали. Правда, был один оговор: крестьяне должны были переселиться поближе к его имению.
До Октябрьской революции в Александрово насчитывалось до восьми дворов. Все дружно жили, работали. А уж по праздникам Владимир не скупился. Угощенья хватало всем без исключения. Никого не обижал. И здесь царил мир и

доброе настроение. На этом воспоминания обрываются. К сожалению, живых свидетелей того благого времени не осталось. Известно лишь, что с началом революции имение сгорело, хозяин таинственно исчез, а в деревне появился колхоз «Серп и молот» под руководством Василия Михайловича Мельникова. К 1940 году тут уже насчитывалось 47 дворов и 245 жителей…

– Теперь только фундамент да яблоня напоминают о том, что здесь когда-то была панская усадьба, – дополняет скупые картинки истории местная жительница – староста деревни Нина Романовна Свистунова. С ней мне довелось встретиться в Александрово. Ну и, конечно же, напроситься в гости.
Замечу, что, несмотря на значительную удаленность деревеньки от районного центра – тридцать километров – не меньше, здесь достаточно много «живых» домов. Безусловно, у каждого своя история. Но главное, что нет покинутых и забытых.
– Удивительная у нас деревня, – продолжает рассказ Нина Романовна. – Столько бед повидала, а дух не растеряла, да и люди сюда тянутся…
Пожилая женщина немного задумалась, как будто перебирая ворох прожитых лет.
– Детство, опаленное войной, – так принято говорить о моем поколении, – потекли рекой воспоминания. – Три года наша деревня была оккупирована фашистами. Главное, в соседнем Грязивце – русские, а тут – немцы. Почти всю деревню спалили, а несколько домов оставили. В том числе, и наш. Правда, не сожгли потому, что поселились здесь и жили до тех пор, пока «наши» не начали наступать. А «александровцы», кто смог, «утекли» в быховские болота. Там и пережили военное лихолетье. И мы тоже. Однако не ушли так просто фашисты. Перед отступлением заминировали прилегающие к деревне поля. Советские саперы постарались их разминировать. Но как же несправедлива и жестока судьба к тем, кто, пережив страшных четыре года войны и вернувшись на родную землю, нашел смерть на этих минных полях: Ольга и Павел Булановы, Владимир Галдеев, Ульяна Ступакова… Да всех и не перечесть.

Эльвира СТАРОВОЙТОВА

(Продолжение читайте в №17 за 4 марта 2015г.)