Понедельник, Декабрь 18, 2017
Главная > Общество > Вот уже несколько месяцев идет обсуждение символа города Чаусы…

Вот уже несколько месяцев идет обсуждение символа города Чаусы…

Вроде бы  казак Чаус подходящая кандидатура для того, чтобы стать местным туристическим брендом, однако находятся скептики, которые считают, что девушка-радимичанка или святой Мартин гораздо органичнее смотрелись бы в этой роли. Мы попытались разобраться в исторических сведениях о белорусском казачестве и его влиянии на развитие чаусской земли.
В современном толковом словаре казачество определяется как военное сословие. В 14-17 веках казаки – вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие военную службу в пограничных районах,  назывались городовыми или сторожевыми. В 15-16 веках за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, на Дону, Волге, Урале) возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, состоящие из беглых крестьян, которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине 16-17 веков и крестьянских волнений в России 17-18 веков. Царское правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и во время войн,  в 18 веке казачество  превратилось в привилегированное военное сословие, которое было упразднено только в 1920-м году. Однако казачьи военные соединения участвовали в Великой Отечественной войне. С конца 1980-х годов началось возвращение традиций, культуры и быта казачества, появились казачьи организации.
В Великом Княжестве Литовском на территории Беларуси казачьи формирования известны с 1471 года, они были организованы для защиты границ княжества от набегов татар. В 1583 году казаки, объединенные в полки для несения службы по охране границы, и как вспомогательное войско в войнах с Турцией, получили название реестровых казаков. В качестве легкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая (создана в 1569 году путем объединения ВКЛ и Королевства Польша). Все остальное казачество относилось к нереестровому.
Первое антифеодальное выступление казаков на белорусских землях произошло в 1590-м году. Отряд под  командой Матюши, пополненный местными крестьянами и горожанами, разорял дворы магнатов Ходкевичей и даже взял Быхов.
В 1595 году казацкий отряд Северина Наливайко быстро увеличился за счет белорусского населения, захватил Петриков, Слуцк, Могилев и другие города. Под Могилевом произошла Буйничская битва, после которой часть казаков ушла в Запорожскую Сечь, среди них было 1000 казаков-белорусов.
Во время казацко-крестьянской войны 1648-51 гг. украинские казацкие отряды-загоны, возглавляемые атаманами Сохненко, Голотой, Кривоносом, постоянно прибывали на белорусские земли, привлекая местное население к борьбе со шляхтой.
Что же касается непосредственно белорусских казацких отрядов, то 22 июля 1654 года можно считать датой рождения белорусского казачества. В этот день православный шляхтич Константин Поклонский прибыл к русскому царю Алексею Михайловичу, у которого получил разрешение организовать полк, куда собирался набирать «шляхту и всяких служащих людей», а сам был назначен полковником. Поклонский считал, что на белорусских землях надо создавать самостоятельное белорусское казачество, подчиненное не Б.Хмельницкому, а через     Поклонского непосредственно царю. В это время шла война между Россией и Речью Посполитой, и момент Поклонским был выбран удачно. Когда небольшой отряд подошел к Чаусам в  августе 1654 года, жители города и окрестностей добровольно перешли на сторону русских. После присяги Поклонский «тех чаусовцев и сельских крестьян переписал и собрал вой-ско пеших 800 человек». Существует предположение, что Белорусский казачий полк был сформирован в Радомльском замке из православной шляхты, мещан и крестьян Могилевского, Мстиславского и Чаусского уездов. 24 августа после сдачи Могилева весь Могилевский уезд был передан Поклонскому. Полк был организован на казачий манер, полковник представлял одновременно административную и военную власть.
По приказу царя в конце 1654 года полк был послан под Борисов, чтобы не пропустить польские войска за Березину, но был оттеснен противником к Могилеву. В ночь с 5 на 6 февраля 1655 года Поклонский с частью своего полка перешел на сторону Речи Посполитой и помог войскам Радзивила овладеть внешней частью Могилева. Полк белорусских казаков продолжал существовать, и после измены Поклонского  его полковниками были Павел Окурский, Матвей Старинский, Иван Нечай. В 1656 году белорусский полк в составе Войска Запорож-ского значительно расширил свою территорию и приобрел характер, близкий к украинским полковым единицам, — он состоял из 19 сотен. На землях, контролируемых полком, казаки ликвидировали шляхетские поместья. Белорусы-казаки, имевшие земельные наделы, не платили никому налогов и не выполняли повинностей. Все шло им на прокормление за воинскую службу. Они пользовались правом варить хмельные напитки для себя и для продажи. Судились казаки своим полковым судом, который мог даже выносить смертные приговоры. После окончания войны Белорусский казачий полк, по-видимому, был либо упразднен, либо ушел в область Войска Запорожского. Есть, однако, разрозненные сведения о том, что казачья община существовала в Чаусах вплоть до вхождения белорусских земель в состав Российской империи после первого раздела Речи Посполитой (1772 г.).
В белорусском фольклоре мы можем найти немало свидетельств о казаках и об отношении к ним простого народа. Даже фамилии нынешних коренных жителей отражают принадлежность к казачеству, например, Казак, Казаков, Казаченко, Казаров, Хорунжий, Сотников, Писарев и др.
Таким образом, белорусское казачество было заметным явлением в истории нашей страны.
(По материалам, предоставленным сотрудниками  Чаусского историко-краеведческого музея).

 

Выступление Президента Беларуси Александра Лукашенко на ІІ Съезде ученых

Уважаемые делегаты, гости съезда! Прежде всего позвольте мне приветствовать вас на высшем интеллектуальном форуме нашей страны - ІІ Съезде ученых Республики Беларусь. Должен

Погода в Чаусах

Чаусский кинтеатр «Сузор’е» предлагает к просмотру новые фильмы

20-21 декабря В 11.00 и 16.00 «Феи. Волшебное спасение». 2D. Детский. 50 коп. В 18.00 «Жизнь впереди». 2D. Взрослый. 1 руб. 22 декабря В 11.00 и 16.00 «Маленький вампи...


Архив публикаций



Полезные ссылки