Семья Костиных из Хацкович отметила 60-летие


Дата: 25.11.2011

К нашему приезду юбиляры принарядились: хозяин был при парадном костюме и галстуке, а хозяйка по такому случаю достала из шкафа новый цветастый платок. «А как же, – рассудили они, – в такой день – и выглядеть по-будничному?»
Действительно, 60-летие совместной жизни – значимая дата, можно сказать, поистине рекордный срок для испытания  супружеских уз на прочность. Именно для того, чтобы поздравить семью Костиных с этим событием, мы с начальником отдела загса А.А.Исаенко и приехали к ним в деревню Хацковичи.

– А бриллиантовую свадьбу мы отпраздновали вчера. Вся династия «привалила», – со смехом и, чувствуется, с гордостью говорит Тамара Иосифовна. – Были только дети с семьями, а вышло больше 40 человек, еле разместились. Уговаривала же их, ни к чему эти хлопоты. А они – ни в какую: мол, вы у нас заслужили такой праздник. И обо всем сами позаботились, нам с Николаем Федосовичем только и оставалось занять почетное место за «свадебным столом» и выслушивать поздравления.

И еще, призналась она, вспоминались в эти радостные минуты все совместно прожитые с мужем годы…

Сама она местная,  Николай Федосович – родом из Курска. Казалось бы, ну где могли пересечься их дороги? А вот пересеклись. Дело в том, что жили родители Тамары небогато, кроме нее, в семье было еще семеро детей. Всех надо одеть, накормить, а какие были заработки в колхозе? Поэтому, окончив семилетку, о дальнейшей учебе девушка и не мечтала, нужно было устраиваться на работу. Еще и 17 лет не было, как отправилась по вербовке в Тульскую область на угольные шахты. Туда в 50-е много съехалось молодежи. Жили в бараках. Тамара с другими девчатами работали посменно, откатывали вагонетки с углем. Придут, бывало, со смены уставшие, не до гулянок. Да и клуба никакого в поселке не имелось.

Но молодость, как говорится, брала свое: встречались, влюблялись. Вот и в их барак зачастил парень с соседней шахты. Вскоре Николай (а это был он) признался Тамаре в своих чувствах, позвал замуж. Та ответила не сразу, обратилась к родителям за советом.  «Решай, дочушка, сама, устраивай свою жизнь», – такое получила благословение от мамы.

И оно ускорило ход событий. Тем более тогда не надо было заранее подавать заявление, ждать месяц регистрации брака. Собрались – и без всяких свидетелей пошли расписываться в сельский Совет. Несколько километров по глинистой дороге, пешком – это вам не на свадебном кортеже по асфальту. Ни фаты у невесты, ни обручальных колец не было, все скромно. Обошлись и без пышного застолья. Всего-то одна чекушка водки на шесть человек, как рассказывает Тамара Иосифовна, но всем было весело. Это уже после, как приехали в отпуск в Хацковичи, ее отец устроил молодоженам праздничный вечер.

Надо сказать, что и у Николая жизнь была непростая. Мать умерла, когда ему было только три года, даже и не помнит ее. Отец женился во второй раз, у мачехи были свои дети. А когда он погиб на фронте, Николай не захотел быть обузой в семье, уехал вслед за сестрой в Тулу, где и устроился работать на шахту. Там и встретил свою судьбу…

С нетерпением ждала Тамара, когда закончится двухгодичный срок вербовки. Очень хотелось домой, в Белоруссию. И вот этот момент настал. А как быть Николаю? Его как вольнонаемного начальство не отпускало. Так что же, развалиться молодой семье? Рискнул, уехал на родину жены самовольно. И обошлось как-то. Оба пошли работать в животноводство. Тамара Иосифовна досматривала группу в 20 голов, в основном ей доверяли первотелок на раздой. Доила вручную, по 3 раза в сутки (только в последний год перед ее выходом на пенсию была установлена машинная дойка). Николай Федосович летом пас стадо, зимой – подвозил корма на ферму.

Надо, однако, сказать, что когда появился на свет сын-первенец, была еще одна попытка поискать лучшей жизни в дальних краях. Уехали в Украину. Прожили там два года, и жилье было, и работа. Но заболел сын. А еще из дому одно за другим шли письма от матери Тамары Иосифовны: возвращайтесь, мол, в хозяйство, иначе нам «обрежут» усадьбу. В то время, когда на селе держали много скота, и без земли никак, это был серьезный аргумент.

Вернулись в Хацковичи, вскоре построили свой дом и больше уже не испытывали судьбу. Родилось в семье Костиных еще четверо детей.

Тамара Иосифовна вспоминает: «Жили они всегда между собой дружно, старшие  досматривали младших. Бывало, я дежурю на ферме, так сыну приходилось заплетать сестрам косички. В школе сразу определяли: «Наверно, мама сегодня была занята…» Ребята и на ферме мне помогали, и дома корову встретят и отправят, а надо – и подоят. Держали на подворье и свиней, ведь надо было такую большую семью прокормить».

Давно уже все выросли, разъехались. Две дочери в Чаусах, одна – в Веремейках, старший сын живет в Могилеве, второй – в Быхове. На подворье из домашней живности остались только конь и куры. Дети уговорили сдать корову. Теперь сами родителям из города везут сметану, творог. Говорят, и коня сбудьте. А чем тогда заниматься? День, сложа руки, не просидишь, да и для соседей-пенсионеров этот конь – помощник  в обработке огородов…

Считают Тамара Иосифовна с Николаем Федосовичем, сколько же у них внуков и правнуков. Считали – и со счету сбились, улыбаются. На самом деле помнят, конечно. И всех любят. Впрочем, как и они их. В день, когда мы приехали к юбилярам, у них гостила внучка Наташа с дочкой. «Моя бабуля – золото, – рассказала Наташа. – И добрая, и помощница во всем. Надо – поругает, если плохо мне – приголубит, даст хороший совет. А как к ней тянется моя Анечка. Всегда едет сюда с радостью». Такую же любовь и внимание получают и остальные внуки и правнуки. Ведь все они – продолжение семьи Костиных.

Как прожили они вместе  столько лет, в чем секрет супружеского долголетия? «Хорошо прожили, – говорит Тамара Иосифовна. – Я своей судьбой довольна. Дай Бог еще пожить. Конечно, бывало всякое. Но чтобы Николай оскорбил или руку поднял – никогда. Поспорили – и через час уже помирились, опять вместе. Молодым хочу сказать, чтобы учились уступать друг другу, уважать, ладить между собой. В семейной жизни без согласия нельзя». А Николай Федосович к словам жены по-философски добавил: «60 лет прожить – не лукошко сплести и не лапти сносить».

…Нелегко даются бриллианты: из тонны руды добывают всего 1 карат алмазов, из которых затем еще половина отсеивается как негодные к огранке. Вот так и у наших юбиляров: после 60 лет совместной жизни осталось в их памяти только хорошее. И сохранились добрые чувства друг к другу. Пусть продлятся их годы на радость детям, внукам и правнукам.

Н.КОЛЕСНИКОВА