Исследовал Чаусский район и участвовал в создании комплекса в Радомле белорусский археолог Леонид Колединский


Дата: 04.02.2022

– Первое моё знакомство с чаусской землей состоялось в 1978 году, когда я, молодой археолог, проводя обследование, прошел практически весь район пешком. Меня поразила красота местности, особенно в поймах рек Баси и Прони. Очень понравились люди, отзывчивые и доброжелательные. Я отметил у местных жителей особый белорусский говор с мягким «р». В процессе работы проникся симпатией к этому уголку Беларуси. Поэтому когда в 2014 году меня пригласили сюда в качестве консультанта по созданию уникального исторического комплекса в Радомле, сразу согласился, – рассказывает археолог, кандидат исторических наук, доцент Леонид Колединский.

Поводов поговорить с Леонидом Владимировичем у нас несколько: 30 января отмечался День белорусской науки, 17 февраля ученому исполняется 70 лет, а ещё в этом году у него профессиональный юбилей: полвека посвящено археологии. На вопрос, как он выбрал не профессию, нет, призвание, собеседник рассказал целую историю:

– В детстве я собирал монеты, очень нравились старинные. Когда мне было лет пять-шесть, родители отправились в Новогрудок в гости к знакомым. Они захотели показать нам знаменитый Курган Мицкевича. Невдалеке я заметил раскопы. Узнав, что там ученые ищут древности, тут же представил монеты и принялся щепочкой ковырять землю в надежде найти заветные металлические кружочки. Но строгая женщина меня отправила к родителям, сказала, что это не место для игр. Много лет спустя узнал, что это была Марианна Малевская, археолог из Ленинграда. Позже, уже в школе, в учебнике по истории Древнего мира меня зацепила фотография «Археологи за работой». Так что не я выбрал профессию – она меня. Поступил на вечернее отделение исторического факультета БГУ, совмещал работу и получение высшего образования. После первого курса по знакомству попал в экспедицию знаменитого белорусского археолога Леонида Поболя, провел на раскопках три сезона. В Академии наук предложили место старшего лаборанта. Я выбрал тему своей кандидатской работы – «Верхний замок Витебска XI-XVII веков», проводил раскопки в Витебске, Копыле, Слуцке.

В 1991 году защитился. Сейчас работаю над докторской диссертацией. Её тема очень интересная – это «Виталитивная культура в городах Беларуси XII-XVII веков». Термин «виталитивная» мой, авторский, он обозначает систему жизнеобеспечения человека, которая включает жилище, хозяйственные постройки, ремесленный и промысловый инвентарь, одежду, обувь, питание. Эти вопросы интересны людям, но мало изучены. Я понял это, когда был консультантом художественного фильма «Анастасия Слуцкая», там события по сюжету происходят в XVI веке, а хотели использовать на съемках самовар, который появился гораздо позже.

В 2014 году коллега Леонида Владимировича Игорь Марзалюк предложил ему участвовать не только в раскопках на территории селища возле древнего замка в Радомле, но и стать консультантом по созданию интереснейшего музея под открытым небом, эту работу координировала методист РЦКиД Алеся Далецкая. Здесь планировалось воссоздать селище древнего племени радимичей. В месте, где все буквально дышит древностью, воплотили идею погружения человека в мир предков.

– В Радомле происходит уникальный процесс, который ученые называют «живой археологией», – объясняет Лео­нид Владимирович. – Люди не по книгам или иллюстрациям, а воочию могут посмотреть, как жили славяне в раннем средневековье, каким было их жилище, обстановка в нем, предметы быта. Это ведь очень важно: сохранить достоверность и все сделать так, как свидетельствуют исторические и археологические источники. Мы здесь создали уголок прошлого. Тут все соблюдено: и размещение единственного окошка, и устройство дверного проёма, и месторасположение полатей, печи. Доктор исторических наук Владимир Тугай сооружает глинобитные печи, обогревавшие когда-то жилища славян, топившиеся по-черному.

То есть дым выходил в дверь, а на печи в специальной жаровне готовилась еда. А хранилась она в средневековых «холодильниках» – хозяйственных ямах, устроенных за жилищем, стены их были обмазаны глиной. Эту технологию восстанавливает ведущий научный сотрудник Гродненского историко-архео­логического музея, кандидат исторических наук Наталья Почобут. Такая работа уникальна и нигде в Беларуси нет с подобной достоверностью реконструированных поселений наших предков-славян. «Живая археология» – мощный способ исторического просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения. Молодежь может видеть, что белорусы имеют богатую историю, а наши предки были высокоразвитым народом, с особой культурой, традициями, образом жизни. Они были мирными людьми, но в случае опасности могли постоять за себя. Нам есть чем гордиться.

Три полуземлянки с обстановкой раннего средневековья, капище, устройство для добычи огня, печь для обжига глиняных изделий – все это воссоз­дано в Радомле с исторической достоверностью. Леонид Колединский участвовал в складывании срубов жилищ, конопатил мохом стены, строго следил и за реконструкцией предметов быта, ткацкого станка того времени, посуды, даже костюмов участников театрализации, их можно считать репликой одежды радимичей. Здесь ежегодно проходит этнопраздник «У госці да радзімічаў», ставший популярным далеко за пределами нашего региона.
Есть у Леонида Владимировича ещё одна ниточка, связывающая его, минчанина, с чаусской землёй: его предки были казаками, а Чаусы считаются столицей белорусского казачества, так что можем считать его своим, местным.

Наталья ШКРЕДОВА