О дорожной обстановке в Чаусском районе, злостных нарушителях ПДД мы поговорили с начальником Чаусского ОГАИ Николаем Игнатенко


Дата: 13.12.2021

Если раньше автомобиль был роскошью для многих, то сегодня в каждой семье есть свой автомобиль, а у некоторых и не один. С ростом количества транспорта в стране, все больше и больше людей получают водительские удостоверения, отсюда создается высокая плотность машин и, как итог, – рост ДТП и нарушений ПДД. Главной задачей для сотрудников ГАИ сегодня является создание безопасных условий для всех участников дорожного движения.

О дорожной обстановке в Чаусском районе, злостных нарушителях Правил дорожного движения и многом другом мы поговорили с начальником Чаусского ОГАИ Николаем Игнатенко.

– Николай Дмитриевич, расскажите, как обстоят дела с дорожной обстановкой в нашем регионе, кто больше нарушает: водители или пешеходы?

– Несмотря на то, что в нынешнем году произошло меньше ДТП по сравнению с аналогичным периодом, обстановка в нашем регионе остается сложной. Если в 2021 году произошло 8 ДТП, то в 2020 году их было 12, но погибло людей одинаково – 2. Один из погибших спал на дороге в нетрезвом виде, а другая перебегала дорогу, не глядя по сторонам. Негативную лепту в дорожную обстановку вносит и транзитный транспорт.
Объективно говоря, нарушают и те, и другие. Но если считать в процентном соотношении, то, конечно же, нарушают больше водители. Подавляющее число нарушений – неправильная эксплуатация транспортных средств. К этому относятся: игнорирование использования ремня безопасности (с начала года таких правонарушений водителями совершено 717, из них 40 пассажиров не были пристегнуты); неисправность габаритных огней автомобиля, а также головного света фар; нарушение правил обгона (выявлено 108 случаев) и перевозки детей (161 случай); нарушения скоростного режима и правил обгона (108 фактов). В этом году выявлен 151 факт управления автомобилем людьми, не имеющими водительского удостоверения, повторно были задержаны 15 водителей. С мая 2021 года введена уголовная ответственность по статье 317-2 УК РБ за бесправное вождение.

– Пешеходы – самые уязвимые участники дорожного движения и в то же время беспечные. Они часто недо­оценивают опасность дороги, считая, что пешеход всегда прав, как с этим быть?

– Пешеходы, как полноправные участники дорожного движения, обязаны знать и соблюдать Правила дорожного движения, где также прописано, что пешеход обязан при выходе на пешеходный переход убедиться в своей безопасности, только потом переходить дорогу. Проблемным остаётся тот факт, что люди переходят дорогу в наушниках, капюшонах, глядя на экран телефона и совсем не смотря на дорогу – все это может сыграть с ними злую шутку. Люди должны знать, что безопасность зависит только от них. За истекший период выявлено 390 фактов нарушений ПДД (из них в 67 случаях участники движения были в нетрезвом состоянии), допущенных пешеходами, велосипедистами и возчиками. Отдельно необходимо отметить нарушения ПДД со стороны владельцев средств персональной мобильности. Со стороны данных категорий участников дорожного движения допущено 2 нарушения ПДД (1 электросамокат и 1 мотовездеход).

– Нередки случаи, когда водители внаглую не пропускают пешеходов. Хотя в ПДД четко прописаны действия водителей перед проездом пешеходного перехода.

– К сожалению, есть и такие, не соблюдающие ПДД, водители. В таком случае пешеходам не следует медлить, лучше запомнить номерной знак автомобиля и позвонить на линию 102. С начала 2021 года зафиксировано 40 фактов нарушения правил проезда пешеходных переходов. Кроме этого, зарегистрировано 2 ДТП. В одном из них виновен только водитель. В другом же вина обоих: велосипедиста, который выскочил на велосипеде (хотя должен был его катить) на пешеходный переход, и водителя, не уступившего ему путь. Пока у нас каждый из участников дорожного движения не станет уважать друг друга, обстановка не наладится.

– Ношение фликера – это не чья-то прихоть, а требование безопасности, но многие его просто игнорируют. Добросовестно ли к этому относятся чаусские жители?

– Указом Президента Респуб­лики Беларусь от 28 ноября 2005 года № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» были утверждены Правила дорожного движения, в которых появилась норма об обязанности пешеходов обозначать себя световозвращающими элементами в темное время суток при движении по краю проезжей части дороги. В этом году немало пешеходов привлечено к административной ответственности из-за того, что в темное время суток не обозначили себя. Но тенденция наблюдается такая, что наши граждане научились носить фликеры. Всегда говорю, если у вас его нет, то телефон точно есть: включите фонарик и никаких вопросов со стороны ГАИ к вам не будет. Но научить людей сможет либо штраф, либо реальный случай, когда они попадут в ДТП в темное время суток без фликера или же станут его свидетелями, по-другому никак.

– Как вы считаете, эффективнее нарушителю вынести предупреждение или же наказать рублем?

– С 1 марта 2021 года внесены изменения в КоАП Республики Беларусь, где многие правонарушения внесены в разряд проступков и на первый раз нарушитель может ограничиться лишь предупреждением, но письменным, с занесением в базу данных. Изменения, считаю, были необходимы. Таким образом, мы реально можем дать человеку понять, что он нарушил ПДД, мы это увидели, предупредили его и дали шанс исправиться.
Что касается наказания руб­лем, то есть водители и пешеходы, с которыми по-другому вести разговор невозможно и большинство предупреждений в отношении их неэффективны. Однако есть и те, кого достаточно на первый раз предупредить. Но в подавляющем большинстве только штрафом можно навести порядок.
Интересен и тот факт, что когда участники дорожного движения видят сотрудников ГАИ, становятся чересчур прилежными, так что же им мешает не нарушать ПДД, когда нас нет?
Работниками ГАИ проводится большая работа по профилактике правонарушений на дороге. Часто беседуем в школе с детьми, посещаем трудовые коллективы, и это дает свои плоды.

– Много ли смельчаков и тех, кто думает, что их пронесет и садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения? Их становится меньше?

– К сожалению, из года в год достаточно людей садится за руль в нетрезвом состоянии. Примечательно, что не только мужчины садятся за руль подшофе, но и женщины.
Для таких нарушителей ГАИ – это уже финальная стадия. За людьми, способными сесть нетрезвыми за руль, должны следить и родные, и близкие люди. Ведь последствия такой поездки могут печально закончиться не только для водителя, его пассажиров, но и других участников дорожного движения. О многих фактах нам сообщают по линии 102. И в 90% случаев подтверждается, что водитель действительно пьян. Многие скажут, что люди просто-напросто сдали человека и все. Но здесь вопрос не о стукачестве, а о безопасности граждан.

За 11 месяцев 2021 года выявлено 56 фактов управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Повторно в течение года садились за руль нетрезвыми 4 водителя. Не так давно была разделена ответственность за пьяное вождение на две категории – от 0,3 до 0,8 промилле, и вторая – от 0,8 промилле и выше. В зависимости от уровня опьянения разделена и ответственность. Надеюсь, что 200 базовых величин и 5 лет лишения управления автомобилем отрезвят многих.

– Часто ли приходится устраивать погони за теми, кто любит полихачить?

– Таких случаев мало, но они бывают. В этом году пришлось погоняться за одним водителем, который был благополучно задержан. В 2020 году также были случаи. За 11 месяцев 2021 года выявлено 244 факта превышения скорости движения.

– Думаю, что многие водители сегодня жалуются если не на неудовлетворительную проезжую часть в городе и в районе, то на освещение улиц в темное время суток уж точно. Что Вы на это скажете?

– Разумеется, ряд недостатков в оперативном ямочном ремонте, нанесении дорожной разметки, освещении улиц, посыпке и чистке улиц имеются, но в большей степени они имеют локальный характер. Организациям выписываются предписания об устранении, но другой вопрос, как быстро это решается. Ежедневно мы следим за освещением улиц и нерегулируемых пешеходных переходов.

– В социальных сетях немало сообществ, где люди обмениваются информацией о местоположении патруля ГАИ, как Вы к этому относитесь?

– Не положительно, но и не отрицательно. Если люди хотят общаться, то пожалуйста. Но если многие думают, что нас там нет, то они глубоко ошибаются. В большинстве своем, в таких группах общаются, как говорится, наши клиенты, которые не единожды нарушают ПДД. Не нарушайте Правила дорожного движения, тогда и не придется вам узнавать, где находится патруль ГАИ – все просто.

– Наступила зима, какие бы Вы советы дали автолюбителям и пешеходам?

– Водителям заранее нужно было позаботиться о том, чтобы «переобуть» колеса авто на зимнюю резину. К сожалению, с начала зимы было выявлено три нарушения, у кого-то был минимальный остаток протектора, а кто-то даже не удосужился «переобуться».
Частыми виновниками ДТП в такую пору являются дикие животные, поэтому водителям следует быть более внимательными при проезде участков в лесном массиве. В социальных сетях появляется фото сбитого животного и люди сразу же пишут, что водителя привлекут к ответственности, но это не так. Если человек не скрылся с места преступления, не забрал с собой тушу животного, он не пьян, с документами у него все в порядке и он вызвал сотрудников ГАИ, то никакой штраф ему выписывать никто не будет.
А пешеходам все также необходимо быть предельно внимательными при переходе нерегулируемых пешеходных переходов и носить фликеры (темнеет сейчас рано).

– Давайте немного заглянем в будущее. Какой Вы видите дорожную обстановку в ближайшие годы в Чаусском районе касаемо всех участников движения?

– С развитием инфраструктуры хотелось бы, чтобы появилась четырехполосная трасса на автодороге Могилев-Чериков-Костюковичи, улучшилось качество дорожного покрытия. Но все же главным остается человек и его поведение на дороге.