О работе учителя начальных классов рассказывает Лариса Килимник из Чаус


Дата: 01.10.2021

Думали ли восьмиклассницы, давние подружки, с первого класса сидевшие за одной партой в Желивской школе, что их сочинения на тему «Кем я хочу стать?» воплотятся в жизнь? Скорее всего, нет, но Лариса Дмитриевна Килимник и Галина Лео­нидовна Ивашинко стали учителями начальных классов и вот уже более тридцати лет работают в городских школах Чаус. Десятки учеников и их родителей благодарны педагогам за то, что помогли маленьким несмышленышам стать учениками, учили и воспитывали, заботились и помогали, вели за руку по школьной жизни, заложили основы знаний, чтобы ребята могли добиваться успехов на следующих ступенях обучения. Ведь, если задуматься, первый учитель наряду с родными людьми играет важную роль в формировании личности. Замечательно, когда с ребятами с самого начала школьной жизни работает профессио­нал, человек, следующий гуманному принципу «Не навреди!». Ведь, как говорилось в популярном советском фильме, ошибки педагогов очень дорого обходятся обществу.

О выборе профессии, назначении и роли учителя в современной школе наш разговор с Ларисой Дмитриевной.

– Что или кто повлиял на Ваш профессиональный выбор?
– Я думаю, пример моего первого учителя Надежды Федоровны Новиковой. Я родилась в деревне Рябиновая Слободка Чаусского района. Восемь классов оканчивала в Желивской базовой школе. Там работали замечательные учителя, настоящие профессионалы. Для нас, учеников, они были непререкаемым авторитетом. Я решила поступать в Горецкое педагогическое училище, родители меня поддержали. Вместе с Галей мы ездили из своей деревни на учебу и обратно. Вот так за компанию, можно сказать, выбрали себе судьбу.

– Лариса Дмитриевна, сколько выпусков у Вас было за 34 года педагогического стажа?
– По распределению в 1987 году я была направлена в среднюю школу №2 Чаус и с тех пор неизменно здесь работаю. Мне, молодой учительнице, сразу дали класс. Советом помогали опытные коллеги Бронислава Викентьевна Климова и Надежда Тарасовна Костюкевич. Для вновь прибывших специалистов очень важно получить поддержку в коллективе. Мне повезло. Я старалась найти подход к ребятам, поддерживать дисциплину и помочь получить необходимые знания.
Восемь выпусков ребят были за это время, все они разные, каждый по-своему мне близок. Поймите, если видишь и занимаешься с детьми ежедневно в течение четырех лет, мы с ними становимся близкими людьми. Выпускники разных лет приходят в школу, навещают, пятиклассники, которые в прошлом учебном году окончили первую ступень, частенько прибегают на перерывах, рассказывают об успехах, делятся заботами.

– У Вас сейчас первый класс, сложно с малышами?
– Скажу честно, сложно. Им надо привыкнуть ко мне, мне – к ним. Ребятам трудно втянуться в школьную жизнь, спокойно сидеть на уроках, поднимать руку, вставать во время ответа. Вроде бы простые вещи, но сейчас совсем другие дети, чем десять-пятнадцать лет назад. Сильно изменилась, ускорилась наша жизнь, а дети – её отражение. Мне нужно, чтобы ребята научились слушать и слышать своего учителя, тогда все у нас получится.

– Что бы Вы посоветовали родителям первоклассников?
– Набраться терпения и помогать своим детям. Не делать за них домашние задания, а объяснять, если что-то непонятно. Некоторые родители до школы учат своих детей читать и писать, это совсем необязательно. Ведь чтобы ребенок успешно справлялся со школьной программой, он должен быть именно психологически готов к такой новой для него деятельности как учеба. Родителям надо больше общаться с детьми, разговаривать. Те ребята, которые могут связно и развернуто сформулировать свою мысль, дать полный ответ на вопрос, пересказать сказку, будут хорошо учиться без особых трудностей. Ещё им надо развивать мелкую моторику: вырезать, лепить из пластилина, собирать конструкторы. Это развивает и воображение, и умение мыслить, и руки ребят подготавливаются к письму.

– Учителя начальных классов ведут уроки по нескольким предметам, а какой из них любимый у Вас?
– Я сама очень люблю математику, думаю, и ребятам это передается. Большое внимание уделяю белорусскому языку и предмету «Моя родина – Беларусь», ребята должны знать и любить своё, родное, быть патриотами. На каждом уроке стараюсь выполнить намеченное, реализовать поставленные задачи. С теми учащимися, у кого возникают сложности, дополнительно занимаюсь. Многое они повторяют и в группе продленного дня. Более одиннадцати лет я работаю в тандеме с воспитателем Светланой Владимировной Морозовой. У нас одинаковые требования, ребята это чувствуют и привыкают выполнять уроки качественно, чтобы не переписывать по несколько раз упражнение. Если складывается треугольник ученик-учитель-родитель, и все вместе работают на результат, а это знания и умения ребенка, он будет успешным в учебе.

– Лариса Дмитриевна, работа занимает большое место в жизни учителя, ведь Ваш рабочий день не ограничивается уроками. Получается «переключаться»?
– Вы знаете, не всегда. Дочь, когда была маленькая, иногда делала замечания: «Мама, ты не в школе». Может быть, поэтому не стала учителем, а получила профессию «дизайнер». Конечно, в общении с близкими людьми частенько проскакивали поучительные нотки (смеется). Проверка тетрадей, подготовка планов уроков. Родные видят нас чаще за этими занятиями, чем за какими-либо другими. Но это неотъемлемая часть профессии. Каждый педагог знает, что легко не будет. Случайные люди в школе не задерживаются, потому что это большой труд и большая ответственность, но для многих моих коллег это еще и призвание.

В нашей школе очень дружный коллектив учителей начальных классов, помогаем друг другу и молодым специалистам. Наш завуч Татьяна Николаевна Пузырева – человек понимающий и ответственный. С коллегами и администрацией чувствую себя комфортно. За свой долгий трудовой путь получала награды областного и районного уровней, была лауреатом конкурса профессионального педагогического мастерства «Учитель года». Считаю, что высочайшая награда для учителя – успехи его учеников, отличные отметки, победы на олимпиадах, в творческих конкурсах, и, главное – прочные знания, которые сейчас так нужны в жизни каждому человеку.

– Большое спасибо Вам за беседу. Поздравляем Вас с профессиональным праздником. Желаем успехов в Вашем благородном деле обучения и воспитания подрастающего поколения, личного счастья и крепкого здоровья.
Наталья ШКРЕДОВА