Понедельник, Сентябрь 24, 2018
Главная > Актуальные новости > Нравственно прозреть

Нравственно прозреть


(в продолжение дискуссии по поводу введения в школах факультативного курса

«Основы православной культуры»)

В очах Божьих великое дело – накормить голодного, навестить больного, одинокого или престарелого. Но не менее важна помощь и тем людям, которые испытывают духовный голод. Наш народ, на десятилетия оторванный от своей родной духовной культуры и потерявший христианские ценностные ориентиры, вновь пытается взыскать Бога, открыть для себя бесценные духовные сокровища православной веры. Особенно в этом нуждается подрастающее поколение, живущее в современном обществе.
В наши дни церковь отделена от государства, и все учебные заведения стали сугубо светскими. Как вернуть педагогическому воспитанию его высокий изначальный смысл? На мой взгляд, это можно сделать пока только через уроки литературы. Этот предмет когда-то М.Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности, А.Твардовский определил как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит, увидеть ранее не виденное. И именно поэтому учителю на уроке необходимо ставить нравственную задачу: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. Это заповеди, которые не противоречат ни одной другой религии.
Работая в старших классах, на уроках литературы пытаюсь рассматривать через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение.
Например, пьесу Островского «Гроза» можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «геенна огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. А при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. И таких примеров в русской классической литературе можно найти немало. Поэтому предмет «Основы православной культуры» должен быть очень востребованным. хотелось бы, чтобы духовно-нравственное  воспитание начиналось с начальной школы и было на протяжении всего периода обучения. Если мы даем ребенку начатки знания о духовной культуре и понимание их важности для его будущей счастливой жизни, то я считаю, что должно быть логическое продолжение. На каждом возрастном этапе он должен получать что-то новое, развивать уже полученное. И тогда будет легче преподавать классическую литературу, которая, так или иначе, черпает свои сюжеты из Библии и касается религиозно-нравственной темы.
Ведь учащемуся, знакомому с Библией не по пересказам, не приходится навязывать своё объяснение при чтении многих художественных произведений. Такой ученик сам сможет сопоставить «Иуду Искариота» Л.Андреева и главы из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, причем в их соотнесении с Библией.
Поэт Н.В.Колычев говорит: «Церковь и вера – вот единственно устоявшая духовная основа нашей Родины, еще способной на этом фундаменте воздвигнуть монолитный, народ для противостояния злым силам, довлеющим над Россией». И сегодня учебники литературы и русского языка стали использовать нравственно-духовный потенциал православной веры. Кажется, мы осознали наконец мудрость старой народной пословицы: «Без Бога ни до порога».
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей и заставляет нас, педагогов современной школы, искать пути и средства духовно-нравственного воспитания.
Учительница литературы, г.Чаусы.

  • Последние записи

    Жители Чаусского района потрудились на субботнике 22 сентября

    Осенний легкоатлетический кросс в Чаусах

    Ярмарка «Золотая осень» в Чаусах

    Владельцы альтернативных видов транспорта соревновались в Чаусах

    Комплексное учение с органами управления и силами районного звена Могилёвской территориальной подсистемы ГСЧС и ГО проходило с 19 по 21 сентября в Чаусском районе

    О работе Каменского сельисполкома рассказывает его председатель Олег Пусиков

    Жители агрогородка Каменка поддерживают порядок в подъезде и на дворовой территории

    Чаусские юные биатлонисты лучшие в области

    Встречи в рамках Единого дня информирования прошли в Чаусском районе

    Чаусским ребятам о налогах

    Президент Беларуси — опыт Финляндии в лучших секторах экономики надо перенести в Беларусь

    В Детской школе искусств и Детской школе изобразительных искусств и художественных ремесел города Чаусы раскрывают таланты

  • Версия для слабовидящих

    Реклама

    Приглашаем! С 25 по 28 сентября 2018 года (с 10.00 до 17.30) в учреждении культуры «ЧАУССКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ» (ул. Советская, 1) на ВЫСТАВКУ-ПРОДАЖУ «МИР САМОЦВЕТОВ». -Изделия из натуральных и искусственных камней, жемчуга, коралла: бусы, кольца, серьги, браслеты, кулоны, брелки, деревья и др. Вход платный, взр.-1 р., дет.-50 коп., тел. для справок 2-12-37. Литенкова О.Г. МА 1249733





     






    Президент Беларуси — опыт Финляндии в лучших секторах экономики надо перенести в Беларусь

    Опыт Финляндии в лучших секторах экономики надо перенести в Беларусь. Такую задачу глава государства Александр Лукашенко поставил при назначении нового посла в эту страну.

    Что можно посмотреть в кинозале «Сузор’е»

    КИНОАФИША СУЗОРЬЕ  19-20 сентября В 11.00 и 16.00 «БОСС-МОЛОКОСОС». 3-D детский 19 сентября В 19.00 «Ночные игры» 2-D детский 21 сентября В 11.00 и 16.00 «Смешарики .Дежавю».

    Погода в Чаусах

    Погода Чаусы
    Информация сайта pogoda.by


     

    Архив публикаций

    Новостная лента БЕЛТА