Суббота, Декабрь 15, 2018
Главная > Актуальные новости > Нравственно прозреть

Нравственно прозреть


(в продолжение дискуссии по поводу введения в школах факультативного курса

«Основы православной культуры»)

В очах Божьих великое дело – накормить голодного, навестить больного, одинокого или престарелого. Но не менее важна помощь и тем людям, которые испытывают духовный голод. Наш народ, на десятилетия оторванный от своей родной духовной культуры и потерявший христианские ценностные ориентиры, вновь пытается взыскать Бога, открыть для себя бесценные духовные сокровища православной веры. Особенно в этом нуждается подрастающее поколение, живущее в современном обществе.
В наши дни церковь отделена от государства, и все учебные заведения стали сугубо светскими. Как вернуть педагогическому воспитанию его высокий изначальный смысл? На мой взгляд, это можно сделать пока только через уроки литературы. Этот предмет когда-то М.Горький назвал предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности, А.Твардовский определил как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит, увидеть ранее не виденное. И именно поэтому учителю на уроке необходимо ставить нравственную задачу: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании, душе учащегося важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью. Это заповеди, которые не противоречат ни одной другой религии.
Работая в старших классах, на уроках литературы пытаюсь рассматривать через изучаемое произведение такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение.
Например, пьесу Островского «Гроза» можно считать своеобразной энциклопедией православной жизни. Что такое грех? Как понимать страх Божий? Как объяснить, что такое «лукавый смущал» или «геенна огненная»? Все эти вопросы возникают в процессе прочтения пьесы. А при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» необходимо знать притчу о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. И таких примеров в русской классической литературе можно найти немало. Поэтому предмет «Основы православной культуры» должен быть очень востребованным. хотелось бы, чтобы духовно-нравственное  воспитание начиналось с начальной школы и было на протяжении всего периода обучения. Если мы даем ребенку начатки знания о духовной культуре и понимание их важности для его будущей счастливой жизни, то я считаю, что должно быть логическое продолжение. На каждом возрастном этапе он должен получать что-то новое, развивать уже полученное. И тогда будет легче преподавать классическую литературу, которая, так или иначе, черпает свои сюжеты из Библии и касается религиозно-нравственной темы.
Ведь учащемуся, знакомому с Библией не по пересказам, не приходится навязывать своё объяснение при чтении многих художественных произведений. Такой ученик сам сможет сопоставить «Иуду Искариота» Л.Андреева и главы из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, причем в их соотнесении с Библией.
Поэт Н.В.Колычев говорит: «Церковь и вера – вот единственно устоявшая духовная основа нашей Родины, еще способной на этом фундаменте воздвигнуть монолитный, народ для противостояния злым силам, довлеющим над Россией». И сегодня учебники литературы и русского языка стали использовать нравственно-духовный потенциал православной веры. Кажется, мы осознали наконец мудрость старой народной пословицы: «Без Бога ни до порога».
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей и заставляет нас, педагогов современной школы, искать пути и средства духовно-нравственного воспитания.
Учительница литературы, г.Чаусы.

  • Последние записи

    Новогодние и рождественские мероприятия в Чаусах и сельской местности

    В Чаусах стартовала благотворительная акция «Рождество в каждый дом!»

    Армия — лучшая школа жизни [Чаусские ребята о службе в армии]

    С шестью медалями вернулись учащиеся Чаусской областной средней школы с республиканской спартакиады по тяжелой атлетике

    Как поступить в университет гражданской защиты МЧС Беларуси

    Жителям Чаус и Чаусского района о мерах безопасности при использовании фейерверков, салютов, петард

    Культработники сельских клубных учреждений культуры соревновались за звание «Живи моя профессия-2018»

    Президент Беларуси: интеграционные позиции Беларуси неизменны

    Как развивалось Чаусское райпо в 80-е годы рассказывает Елена Евмененко

    О творческих увлечениях Натальи Кочкиной из Чаус

    Межрайонный семинар по обмену опытом прошел 14 декабря на базе средней школы №1 города Чаусы

    В Каменке Чаусского района рассмотрели работу по выполнению требований Директивы №1

  • Версия для слабовидящих

    Президент Беларуси: интеграционные позиции Беларуси неизменны

    Президент Беларуси Александр Лукашенко подчеркивает, что Беларусь остается последовательной сторонницей интеграции. Об этом он заявил сегодня на встрече с представителями российско

    Что можно посмотреть в кинозале «Сузор’е»

    12 и 13 декабря В 11.00 и 16.00 «ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ». Детский 12 и 13 декабря В 18.00 «МАРА. ПОЖИРАТЕЛЬ СНОВ». Взрослый 14 и 15 декабря В 11.00 и 16.00  «ПСЫ ПОД ПРИКРЫТИЕ...

    Погода в Чаусах

    Погода Чаусы
    Информация сайта pogoda.by


     

    Архив публикаций

    Новостная лента БЕЛТА