Рассказываем о ветеране педагогического труда Сергее Михайловиче Шибуте


Дата: 15.09.2021

На различных районных мероприятиях журналистам «Іск­ры» частенько встречаются отличные специалисты, ветераны труда, которые отдавали все силы, опыт и знания без остатка любимой работе. Именно таким человеком мы считаем ветерана педагогического труда Сергея Михайловича Шибута из агрогородка Горбовичи. Он согласился с нами побеседовать и рассказать о студенческих годах, педагогической карьере, взглядах и жизни в целом…

Настала осень. Студенты и школьники приступили к обучению. Лекции, зубрежка материала, написание конспектов, решение домашних заданий, а потом – коллоквиумы, зачеты, сессии – все это самые счастливые годы каждого человека, которому хоть раз в жизни пришлось побывать студентом. Только вот в разные годы и студенческая жизнь была разной. Какими были студенты в 70-е годы? С какими трудностями сталкивались? В конце 60-х годов, когда Сергей Михайлович был подростком, жизнь была непростой. Родился и вырос наш собеседник в Клецком районе Минской области. Люди много работали на земле, которая была единственным кормильцем. Как старшие сестры и братья, он много работал, помогал по хозяйству матери, которая после войны рано осталась вдовой и одна воспитывала четверых детей. Сергей неплохо учился, науки ему легко давались (особенно география). Участвовал в спортивной и общественной жизни школы. Пришло время определяться в выборе профессии – ведь подготовиться к экзаменам надо заранее.

Парень решил поступить в училище Минска на токаря-карусельщика, а классный руководитель Тадеуш Адамович Запрудский предложил ему подготовиться к поступлению в Могилевский пединститут на географический факультет. Так он получил от учителя путевку в жизнь.

Когда приехал в Могилев для вступительных экзаменов, за плечами висел скромный рюкзак с одеждой, а в руках большой чемодан книг и учебников. В наше время, открыв интернет, можно узнать обо всем, что интересует, а тогда таких возможностей не было. Сегодня современный студент может все книги читать в электронном виде. Почти у каждого есть ноутбук или компьютер. В каждом общежитии проведен вай-фай. Ребята могут читать, слушать аудиозаписи, смотреть рисунки, фото, видео, пользование мессенджерами, электронной почтой, соцсетями, передвигаясь в транспорте. Студенты конца 60-х о таких условиях и мечтать не могли.

53 года назад знания давали только книги, которые трудно было купить, поэтому считались они одним из самых ценных подарков. Конспекты и задания нельзя было отксерокопировать, а практические, курсовые и дипломные работы писали от руки авторучкой, в лучшем случае (кто имел такую возможность), печатали вручную на печатной машинке. А если студент допускал ошибки на листе реферата, приходилось переписывать всё заново. Вот где рождались дисциплина и собранность, потому что никто не хотел переделывать работу дважды.

Впервые попав в большой город, Сергей Михайлович стоял перед входом в институт раздумывал: правильно ли поступает? Может, лучше вернуться в родную деревню? Недолго колебался… и все-таки решил попробовать свои силы.
Сергей Михайлович узнал, что стал студентом, из почтового письма за день до 1 сентября. Собирался на учебу быстро, как солдат на построение.

Годы учебы пронеслись как счастливое мгновение… Настоящая дружба, взаимовыручка, поддержка – для студентов 70-х это были не пустые слова, а принцип жизни. В летний период они с удовольствием ездили на практики. Это были экскурсии с самыми интересными заданиями, где можно было как получить знания, так и отлично провести время с однокурсниками. В путешествиях по области, рес­публике и стране СССР, они узнавали еще больше о своей будущей профессии. По итогам практики оформляли отчёты и получали за это оценки.

Первым местом работы стала сельская школа деревни Глубокое Круглянского района. Через год призвали в армию. Тогда он уже был женат. Годы службы вспоминает с улыбкой и считает, что настоящий мужчина обязан знать, как защитить страну от недругов.
После службы ему предложили должность директора Путьковской 8-летней школы Чаусского района, где он добросовестно отработал 10 лет. Тогда, в 1974 году, на пороге школы в начале учебного года его ждали 134 учащихся. В восьмом классе учился 31 ученик. Всем известно, что руководителем быть непросто. Кроме обучения детей, надо было решать ряд серьезных вопросов, чтобы у учеников в классах было уютно и тепло, ребята были сыты. В общем, было все необходимое для достойного обучения. За время его руководства была построена школьная столовая, проведены отопление и канализация.

Годы работы в Путьковской школе Сергей Шибут вспоминает с улыбкой и немного с грустью:

– В сельской школе трудились сильные педагоги, мастера своего дела. В коллективе важно, чтобы коллеги были не только профес­сионалами, но и дружили между собой. Мы были как одна семья. И ученики для нас были очень дороги. Хотелось в них вложить только самое лучшее. Помню, как в школе формировались тимуровские отряды, которые брали шефство над людьми с инвалидностью. Мы помогали людям по хозяйству. К примеру, копали картошку. Я разгонял борозды, а ребята вслед за мной ее собирали. После ударного труда мы жарили на костре сало и картофель, пели песни, много разговаривали. Казалось бы, могут сказать, что это эксплуатация детского труда и все такое… Я же отмечу, что только в труде ребенок начинает понимать ценности жизни, становится человечнее, трудолюбивее. Благодаря мудрости Николая Миновича Савченко – председателя Путьковского сельсовета, я многое почерпнул из его опыта жизни и руководителя. С ним организовывали благоустройство братского захоронения в д.Быново, строили школьную столовую, дом для учителей и др.

В 1984 году семья Шибут переехала жить и трудиться в Горбовичи Чаусского района. Сергей Михайлович продолжил руководить местной школой. А супруга учила детей истории. Так как уже был опыт создания школьного музея, решили заняться его модернизацией. За годы управления школой им удалось провести работу в этом направлении трижды. Посетители музея всегда с восторгом отзываются об экспозиции. Особенно много эмоций у детей, а взрослые искренне благодарны и глубоко признательны семье Шибут за значительный вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения.

О работе в школе Сергей Шибут может рассказывать много интересного: о школьных вечерах, о ребятах и самоуправлении, о педагогическом коллективе – и только одно хорошее и доброе вспоминалось о трудовых педагогических буднях нашему собеседнику.

Конечно, нам захотелось у­знать, что думает ветеран педагогического труда по поводу развития информационных технологий и погружения детей в виртуальный мир, а также о том, как это связано с учебным процессом, с успеваемостью учеников?

– Из школы ушла душа. Раньше дети общались больше между собой: выясняли отношения, находили друзей, проводили время за спортивными соревнованиями, на обще­школьных вечерах.

Приходили на мероприятия с удовольствием. А сейчас отношения у детей несколько иные. Между молодыми людьми мало вербального общения, все больше в гаджетах. Это не очень хорошо. Виртуальный мир уничтожает связь между поколениями. Вы обратите внимание, раньше в каждом доме висели портреты предков, которых часто вспоминали, о них рассказывали детям. А сейчас? Связь поколений умышленно прерывают. Советую родителям подумать об этом основательно. Даже Билл Гейтс, создатель системы Майкрософт, позволял своим детям засиживаться за компьютером всего пару часов в день, понимая, как это разрушительно для детского мозга. Конечно, у родителей не хватает времени, но надо находить возможности больше общаться со своими детьми, с родными и близкими, чтобы их полностью не поглотила всемирная виртуальная паутина.
Людмила САВЧЕНКО