Ольга Пшеничная из Чаус пробует себя в прозе


Дата: 25.08.2021

«Слово – то, с чего все начинается. В слове сила, с которой фактически ничто не может совладать. Просто на секунду вдумайтесь, что еще, кроме слова, может одновременно нести в себе любовь и страсть? А, может, смех и радость? А что способно в один миг разрушить все надежды и причинить боль, пронизывающую до глубины души?»

Так начинается эссе моей собеседницы, студентки теперь уже четвертого курса историко-филологического факультета МГУ им. А.А.Кулешова Ольги Пшеничной. Этой работе по повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» было присуждено 1-е место в факультетском конкурсе. Жюри, как и мне, понравилась образность слога и глубина рассуждений еще совсем молодой девушки о месте в судьбе человека такого чувства как любовь, о роли слова в нашей жизни.

«Если немного пофантазировать, можно представить, что слово – это огромное количество мелких частиц, летающих в атмосфере. Но, если их собрать и отдать в руки, допустим, художнику, то частицы сразу превратятся в краски, отличающиеся между собой цветами, тонами и текстурами. Посредственный художник даже не поймет, что с ними делать и как их разграничить, а одаренный легкими движениями кисти создаст шедевр, где краски будут идеально дополнять друг друга. Так происходит в жизни: словами пользуются все, а создать шедевр могут далеко немногие».

Научиться бережно и умело обращаться с таким значимым инструментом общения, как слово, Оле хотелось еще с пятого класса. Она училась во второй городской школе и учитель русского языка и литературы Людмила Мажорова предложила девочке поучаствовать в олимпиаде по этому предмету. Оля согласилась и началась серьезная подготовка. Ученица под руководством педагога освоила большой объем материала вне школьной программы. Ей нравились задания на размышление, смекалку. По результатам олимпиады Оля стала лучшей в районе. Она уже не представляла учебы без дополнительных занятий по русскому языку и из года в год показывала высокие результаты на районном этапе, несколько раз участвовала в областном. Только вот литературные произведения школьной программы не вызывали особого интереса. Исключением стал роман Федора Достоевского «Преступ­ление и наказание». Душевные терзания и сильные эмоции главных героев не оставили девушку равнодушной.

– Я много читала. Только это были произведения зарубежных авторов. «Унесенные ветром», «Сестра Керри», «Замок Броуди» и другие романы. Талантливые писатели заставляли меня сопереживать главным героям. Людей и судеб идеальных не бывает, поэтому ошибки, горькие разочарования, слезы и раскаяния бывают в жизни у всех. Но одни авторы отражают их так живо, что ты себя невольно отождествляешь с героем, а не чувствуешь себя сторонним наблюдателем. Такие произведения я люблю, – рассказывает Ольга.

На вопрос о собственных пробах пера, она заулыбалась. – У меня была попытка передать свои чувства в стихотворной форме, но ничего не получилось. Я даже завидовала своему папе. Он буквально по любому поводу на ходу может создать четверостишие. У него получается со смыслом и иронией. Мне этого не дано. Но я подумала, а почему собственно только поэзия? И стала пробовать себя в прозе. Ближе всего мне такая форма как эссе. Читать, размышлять, писать мне очень нравится. Постепенно начало получаться. После победы в литературном конкурсе услышала много добрых слов от преподавателей и сокурсников. Это придает уверенности в себе, – делится собеседница.

Но она не только будущий литератор, но и педагог. По воспоминаниям мамы, еще совсем маленькой, дочь играла в школу и в роли учителя объясняла новый материал куклам. С годами мечта стать педагогом трансформировалась в цель. Тогда в школе был создан класс педагогического профиля, и его учащиеся даже смогли провести уроки в младших классах. Оля помнит свое волнение, когда пришла в четвертый класс в качестве учителя, но у нее все получилось. После окончания школы по результатам собеседования девушка поступила в МГУ. Помнит, каким трудным был первый год обучения, в дальнейшем ее уверенность в правильности профессионального выбора укрепилась.

Особенно после педагогической практики в средней школе №45 Могилева и работы в детском оздоровительном лагере. Ольга с нетерпением ждет начала занятий, на четвертом курсе практика начинается уже в сентябре. А значит, предстоит немало интересного. Девушка считает, что современный учитель должен быть настоящим универсалом, не ограничиваться рамками только своего предмета, тогда педагог будет авторитетом для ребят, а его уроки – нестандартными и интересными.

Наталья ШКРЕДОВА