Евгений Яцкевич: -Увидели в небе вертолет, который завис над реактором. Он сбрасывал парашюты с песком


Дата: 26.04.2021

Что мы знаем об аварии, которая случилась 35 лет назад на Чернобыльской АЭС? Молодежь об этом страшном событии знает только из истории. В нашем районе есть люди, которые в то время получили статус «ликвидатор». В 1986 году Евгений Яцкевич служил в воинской части 01708 командиром роты хранения танков.

Когда случилась катастрофа, Евгений Францевич был на политзанятиях, его вызвал командир. По словам собеседника, это уже заставляло задуматься, что случилось что-то нехорошее. Евгений Францевич получил приказ прекратить политзанятия и срочно направиться в машинный парк для подготовки 15 самоходок.

Машины были послевоенного периода, требовалось время для приведения их в порядок. Вскоре на территории части приземлился вертолет, который привез специалистов по установке радиоуправляемой техники, оборудование установили на 10 машинах.

Фото из архива редакции. День танкиста,2020 год. Евгений Яцкевич с супругой.

Как вспоминает собеседник, группе военнообязанных лиц, в том числе и ему, дали пять минут, чтобы повидаться с родными, забрать из дома тревожные мешки и выдвинуться в дорогу. Куда направляют, пока не знали. Дома жены рассказали, что случилась авария на Чернобыльской АЭС. Это была вся информация, которой они владели на тот момент. 29 апреля военнослужащие отправились на мес­то назначения. Военные никогда не задают лишних вопросов. Они выполняют приказ, оценивая ситуацию самостоятельно.

Группа из Чаус прибыла на железнодорожную станцию «Янов» близи города Припять в Украине. Пока ждали команды по разгрузке, их поразила в этой местности безлюдная тишина. Рядом поселок, цвели сады, засеяны при­усадебные участки. В каждом дворе остался скот, бегали куры, собаки, а людей не было. Безжизненно и пус­то… На железной дороге рабочие трудились в масках. Как говорит, Евгений Францевич, картина была тревожная. Это сильное впечатление будоражит сознание собеседника до сих пор. Мимо железнодорожной станции по проезжей дороге двигалась боевая техника.

– Мы находились в пяти километрах от реактора, ожидая приказа по разгрузке. Наблюдали за происходящим и не знали, что происходит. И тут увидели в небе вертолет, который завис над реактором. Он сбрасывал парашюты с песком, – рассказал Евгений Яцкевич.

После разгрузки получили приказ расположиться в лесу. Первую ночь провели на броне. Правда, многим не спалось. Да и как тут уснуть, когда становишься очевидцем таких событий. На второй день роту приписали к воинской части, и военные приступили к подготовке техники к работе. Приехал трейлер и забрал одну самоходку на доработку на киевский завод, чтобы навесить на танк отвал. После того как машина была готова, старшего прапорщика и водителя направили к реактору на испытание: убрать разлетевшиеся плиты. По результатам эксперимента, сделали вывод, что это не эффективно. В это время уже подъезжала новая техника, а чаусских военных перебросили дальше от реактора. Чуть позже приказано было вывести группу через Чернобыль.

Там в это время проходила эвакуация населения. Везде стояли автобусы. Правда, люди собирались покидать родное гнездо, надеясь, что все не так страшно, как им говорят. До конца никто не осознавал, что перешагнув порог автобуса, назад не вернутся. Военных вывезли за 30 километров от зоны, где было определено новое место дислокации. Разбили лагерь.

– Чуть раньше, – вспоминает собеседник, – нам выдали маски и дозиметры. Я вел учет радиации, тщательно записывая результаты. Так вот, в тот момент было в среднем 29 рентген у каждого военнослужащего. После прибытия смены из нашей части, мы направились в Киев. Вот тут впечатления от увиденного потрясли. На киевском вокзале было очень многолюдно. Все с сумками и чемоданами суетились, покупали билеты, чтобы покинуть город. Это напомнило военное время. Как будто конец света приближается. Нас отправили домой. В плацкартном вагоне не было свободных мест. Солдатам пришлось занять третьи полки, на нижних рядах люди плотно сидели друг возле друга.

За здоровьем Евгения Францевича следят медицинские работники. Каждый год он проходит обследование.
– Это страшная авария, которой не должно повториться. Я выполнял свой долг. Думаю, каждый мужчина поступил бы также.
Людмила САВЧЕНКО