О семейной династии, любимых учениках, хвостатых двойках в дневниках рассказывает Василий Тхорев


Дата: 20.04.2021

Выпускники первой городской школы нашего города отлично
знают учителя физики Василия Александровича Тхорева. А многие из них помнят его необычный подход к обучению. На встречах выпускников часто вспоминаются уроки физики.

Читатель может задать вопрос, чем же Василий Александрович заслужил особое внимание учеников? Скажем, он смог создать связь: ученик – предмет – учитель. Он отлично объяснял новые темы урока и требовал четких и правильных ответов. А если вызванный к доске не отвечал домашнее задание, то в дневнике появлялась хвостатая, с крылышками, глазками и чубчиком, невероятно больших размеров двойка. Такую «прелесть» провинившемуся ученику не удавалось скрыть от родительских глаз.

На уроках Василия Александровича была полная тишина, особенно в первую половину занятия, так как именно в это время шла проверка домашнего задания. По трусливому виду ученика, учитель определял, кто не готов к уроку. С хитрым прищуром кружил по журналу шариковой ручкой между строк с фамилиями, как коршун, который увидел добычу. В этот момент не то что ученики не дышали – даже мухи на окнах замирали.

Для самых дерзких и непослушных учеников Василием Александровичем была разработана личная методика воспитания уважения к педагогу и предмету. Он приходил в класс, с двумя шлангами в руках. На одном висела голубая лента с бантом, на другом – розовая. Конечно, учитель никого не наказывал, но элементы морального воздействия помогали понять, что надо вести себя дисциплинированно. Все это внешнее. На самом деле Василий Александрович – настоящий профессионал, он обладает хорошим чувством юмора и всегда на позитиве. Дети его очень любили. К слову, одна из учениц Василия Александровича (ее любимым уроком была физика) отметила, что предмет его ученики хорошо понимали, каждая лабораторная работа – это был не просто урок, а с конкретными экспериментами и выводами. И, если Василий Александрович ученику поставил четверку (по пятибалльной системе), то не стоит сомневаться в его знаниях. Оценка крепкая!

В продолжение рубрики «Рожденные в БССР» мы встретились с Василием Александровичем Тхоревым, чтобы он подробнее рассказал нам, как решил стать учителем, почему выбрал такой непростой путь? Как оказалось, он продолжил семейную династию, которой на сегодняшний момент более 100 лет. Его дед Иван, уроженец деревни Подгорье Могилевского района, окончив школу, поступил на службу в Царское офицерское училище, по окончании которого был направлен на Кавказ, где получил ранение. Так оказался дома. Эти события совпали с началом Октябрьской революции. Иван понимал, что революция быстро не завершится, решил не возвращаться на службу. Так как образование у него было хорошее, стал учителем. Преподавал географию.

Родители Василия Александровича тоже учителя. Мама Евгения Ивановна до начала Великой Отечественной войны успела окончить 1-­й курс геофака. В послевоенное время семью Тхоревых направили работать в Западную Беларусь в Ляховичский район, где Евгения Ивановна была учителем географии. Отец некоторое время трудился в лесничестве и заочно поступил в педучилище. Пос­ле окончания учреждения он работал учителем физкультуры и трудового обучения.

На Брестчине жили, пока Василий не окончил семилетку. А после родители решили вернуться на малую родину. Им была предложена в качестве постоянного места жительства и работы деревня Желивье Чаусского района. Родители Василия Александровича работали в семилетней школе. Старшие классы Василий заканчивал в сельской школе в Сущах. Ученики в те годы за знаниями каждый день пешком ходили в соседние деревни. Никто их не возил на автобусе, тем более на автомобиле.

Директор учреждения Леонид Говорушко отмечал способности Василия к точным наукам и настаивал на том, чтобы парень поступал в Могилевский пединститут на физико-­математический факультет. Василий без проблем туда поступил. Начались студенческие годы… На третьем курсе обучение надо было прервать, так как пришла повестка на службу в армию. Так как Василий всегда думал в первую очередь о Родине, а потом уж о себе, он стал солдатом, который достойно прошел три года службы. Как, посмеиваясь, отметил Василий Александрович: «Выходит, что учился девять лет».

После службы и окончания института стал преподавать. Что уж тут добавить?! Более 43 лет трудился учителем физики, астрономии и черчения. Работал в Запольской школе, был директором школ Чаусского района в Копанях, Благовичах. А после открытия первой городской школы пришел трудиться в новое учреждение.

Его супруга Зинаи­да Иосифовна тоже педагог, она филолог. Дети Ирина и Александр не продолжили семейную динас­тию. Дочь работает врачом, сын – программистом. В 2005 году Василий Александрович ушел на заслуженный отдых.

Конечно, педагогический путь нашего собеседника не расскажешь в одной статье. Потому как каждый прожитый день – это маленькая история, маленькая жизнь. Василий Александрович подытожил наш разговор: «Теперь тет­радки, линейки и звонки на уроки – это всё в прошлом. Но, вспоминая о своей работе, считаю, что справился с главной задачей: не только научить физике, но и быть справедливым, чтобы ученики даже двойки в дневнике вспоминали с улыбкой».
Людмила САВЧЕНКО