Рассказываем о мастерице из деревенской глубинки Чаусского района Марии Степановне Лисовской


Дата: 27.02.2021

Бабушкина прялка снится мне порой,
Детство моё спряталось за крутой горой.
Нет туда дороги – чащи, бурелом,
Высоки отроги. Только снится дом,
Бабушкина прялица и веретено…
Выросла из платьица я уже давно.
Нитку из куделицы мне не оборвать…
Снится и не верится, что пора вставать.

Это стихотворение мы нашли на просторах интернета, чтобы начать рассказ о бабушке – Марии Степановне Лисовской…

В деревенской глубинке Чаусского района – в Киркорах живет 90-летняя мастерица, которая занимается непростым художественным ремеслом – изготовлением пряжи и ручным прядением на старинной прялке, оставшейся у хозяйки от дорогой мамочки. Частенько можно увидеть за прялкой Марию Степановну Лисовскую, сноровисто тянущую нить из кудели. В этом достойном возрасте без своей любимой прялки она не может обойтись ни дня.

Журналисты «районки» отправились к мастерице в сельскую глубинку за мастер-классом. Хоть и был путь неблизким, но эмоции от знакомства с бабушкой Марией были настолько сильными, что незапланированная дальняя дорога оправдалась колоссальными впечатлениями.

Когда-то деревня Киркоры была довольно большой. И, проезжая по разбросанным улицам и мимо старых домов, всматриваясь в зимний пейзаж как будто слышали: «Раньше здесь было многолюдно…». А сейчас дом Марии Степановны Лисовской – единственный по всей улице, где осталась на зимовье хозяйка. Пока деревенька находится как будто в зимней спячке, ожидая весеннего пробуждения. А там и дачники вернутся. Деревня такая большая, что без помощи нам было бы трудно найти дом Марии Степановны. Журналистам помогла староста агрогородка Сластены Лариса Дольникова. И вот мы видим, что вдалеке уже виднеется аккуратный домик бабушки Марии. Окинув взглядом территорию, сразу стало ясно, что за бабушкой с любовью ухаживают родные и близкие, так как вокруг дома идеальный порядок.

Как только мы вошли в дом, на нас просто налетело чувство ностальгии, которое присутствовало даже по возвращении в редакцию: в доме витал запах печной еды, на стене висели вязанки добротного лука и чеснока, на полу – большая тыква, а возле печи – хорошая охапка дров. У порога нас встретила милая бабушка Мария Степановна. Ее образ еще долго будет храниться в нашей памяти, ведь она позволила нам на минутку вспомнить о том времени, когда мы были детьми и приезжали на каникулы в свои деревушки к дорогим сердцу бабушкам.

И тут же мы обратили внимание на прялку, которая стоит у хозяйки на видном месте. Сначала мастерица показала нам свои работы: ковры, которые висят на стенах дома, а также лежат аккуратно упакованные под шкафом, подушки, носочки, варежки, накидки. Возле любимого кресла-качалки стоит маленькая корзинка с нитками ярких цветов, рядом лежит спинка недовязанной кофточки.

– Дочка попросила, чтобы я ей кофточку связала, – говорит мастерица. – Я вяжу каждый день. Это для меня хобби. Чтобы нескучно было жить. Я ведь без работы не могу.

Мы попросили бабушку Марию провести мастер-класс и показать нам, как работает прялка, как из кудели получается нитка? Бабушка только рассмеялась. Ручное прядение – это нелегкая работа. Этот процесс медленный и требует большого терпения. Мария Степановна с детства научилась искусно прясть. В былые времена девочки с раннего возраста приобретали навыки в этом ремесле. Хозяйка-мастерица поделилась с нами, что у правнучки Лизоньки с первого раза прясть получилось.

Из рук бабушки в клубочек скручивалась тоненькая ниточка, а Мария Степановна продолжала беседу с корреспондентами «Іскры». Бабушка Мария в молодости работала ткачихой на полоцком заводе стекловолокна. Она долгие годы верой и правдой трудилась, за что неоднократно была награждена. Бабушка бережно хранит ордена и медали, которые в молодости заслужила за честный самоотверженный труд. Правда, так и не вспомнила, где положила Грамоту Верховного Совета БССР: уж больно похвастаться хотелось перед гостями. А также хотим отметить, что ее фотография была размещена на Доске почета. В 1986 году в семье случилось большое горе – трагически погиб на Дальнем Востоке сын. Мария Степановна не знала, как дальше жить. Супруг решил ее увлечь прядением и смог приобрести большое количество волокна разных цветов. Так и проходили годы за прялкой. После смерти суп­руга Мария Степановна пере­ехала жить в Киркоры, где находится дача дочери Людмилы и зятя Николая.

– В городе жить не хочу, – говорит мастерица. – Здесь у меня живут и курочки, и собачка Бэлла. А благодаря прялке я до сих пор живу. Ведь без работы человека нет как личности. Хочу сказать вам, детки, одно: жизнь пролетает так быстро, что, оглянувшись, будто бы и не жил вовсе. Я всегда трудилась, к богатству не стремилась, довольствовалась тем, что имела.

Мы гостили у Марии Степановны с большим удовольствием. В беседе она удивляла нас все больше и больше своей мудростью, скромностью, оптимизмом и трудолюбием. Когда мы собрались уезжать, бабушка Мария вышла нас провожать. Выехав из деревни, по дороге в редакцию мы то и дело говорили о милой бабуле. И каждому из нас захотелось приехать к ней в гости, натянуть теп­лые, ею вязанные носочки и варежки, взобраться на вытопленную печь и ждать вкусного бабушкиного ужина, наблюдая, как на прялке из кудели рождается новый клубочек…

Людмила САВЧЕНКО