Наталья Зайцева рассказывает о баяне, воспитанниках и безграничной любви к музыке


Дата: 25.01.2021

Когда ребенок впервые переступает порог музыкальной школы, он не всегда знает: какой инструмент ему интересен? Ведь каждый привлекателен по-своему. Журналисты «Іскры» довольно часто пишут о творческих людях и не раз публиковали материалы о таких инструментах как цимбалы, домра, фортепиано. Но сегодня мы хотим сделать акцент на необычном и в тоже время простом инструменте – баяне. Существует некий стереотип: если говорят о баяне, значит, речь идет о народной музыке. Между тем баян – инструмент абсолютно неограниченных возможностей. Ведь на нем можно исполнять произведения от Баха до рок-музыки. А звучание этого инструмента сравнивают с органом. Конечно, для того чтобы инструмент так зазвучал, нужно быть профессионалом, играть на хорошем инструменте и в зале с отличной акустикой.

В Чаусском районе в агрогородке Горбовичи трудится замечательный педагог по классу баяна Наталья Зайцева. О своем особом отношении к этому инструменту, о любви к ученикам и миру музыки она рассказала журналистам «Іскры».

Наталья Зайцева родом из этого же агрогородка. Почему мы делаем на этом акцент? Да потому что нечасто встречаются учителя музыки, которые после окончания музыкального училища возвращаются в родную деревню для обучения сельских детей.

Ее жизнь с детства была связана с музыкой, так как оба дедушки играли на гармони, а у бабушек были отличные голоса. Да и мама Натальи Зайцевой пела в местном ансамбле «Рестяночка». Так что в её детстве в доме часто звучали гармонь и народные песни. Это стало основной причиной любви к музыке. К слову, Наталья больше любит именно народное песенное творчество. Когда же в 1987 году в Горбовичах открыли музыкальную школу, Наталья стала одной из первых её учениц. Занималась у учителя по классу баяна Татьяны Голубевой – молодого специалиста.

После занятий в общеобразовательной школе девочка приходила в музыкальный класс и каждый день занималась минимум по три часа. Ее педагог видела в Наталье упорство, отличные способности и усидчивость (все качества, которые нужны музыканту), и предложила начать серьезную подготовку к поступлению в Могилевский государственный музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова. Три года девушка усиленно готовилась к поступлению и добилась своего. Студенческие годы проходили в регулярном труде. Девушка, кроме других не менее важных предметов, играла на баяне по 3-4 часа в сутки.

– Если посчитать все годы обучения (имею в виду музыкальную школу, обучение в колледже и университете), то в общем, чтобы приступить к работе учителем музыки, мне пришлось потратить 17 лет, – улыбается Наталья. – Но я нисколько не жалею. Я без музыки не могу прожить ни дня…

В данный момент Наталья обучает 15 детей. Учитель поделилась с нами, что очень важно и довольно сложно заинтересовать, удержать и направлять современных детей в обучении. Ребят часто отвлекают гаджеты, им порою сложно сосредоточиться на музыке. Наталья Зайцева считает, что очень много детей имеют отличные способности, но важно еще и трудолюбие. Без этого качества результата не будет. Также очень нужна поддержка родителей. Бывает и так, что в семье к занятиям в музыкальной школе относятся несерьезно. А ведь это школа, и дети получают свидетельство об окончании учреждения. Они также могут впоследствии получить востребованную специальность. Но последнее слово остается за родителями и их детьми. Мы поинтересовались у Натальи, были ли за годы ее работы воспитанники, которые получили впоследствии музыкальное образование? Ответ не заставил долго ждать: конечно, да!

Одна из лучших ее учениц – Наталья Киреева. Это очень талантливая девушка. У нее был особый интерес к инструменту, а также хорошая поддержка со стороны родителей. Все это способствовало ее профессиональному росту. Наталье Киреевой предлагали поступать в консерваторию, но по ряду причин девушка не продолжила учебу.
Вспомнила Наталья Зайцева и Дмит­рия Федоряка. Как оказалось, парень не связал свою жизнь с музыкой, но отлично играл на баяне, был хорошим учеником. В данный момент на 4-м курсе в Могилевском музыкальном колледже учится Анна Банькова. И еще одна ее ученица, Анна Щемелева, поступила в Могилевский государственный колледж искусств.

Учитель считает, что занимаясь музыкой, дети учатся пространственно мыслить. Запоминая нотный текст, воспитанники тренируют память, развивают математические способности. Музыка помогает в совершенствовании знаний языков, последовательно возникли сначала музыка, а потом речь. Ведь фразы, предложения, знаки препинания есть как в музыке, так и в языке. Доказано, что дети, которые посещают музыкальную школу, быстрее усваивают грамматику и лучше запоминают иностранные языки. В любом случае, посещая музыкальную школу, не обязательно становиться музыкантом, достаточно того, что музыка развивает детей разносторонне.

Людмила САВЧЕНКО