BelarusianEnglishGermanRussian

Программу развития Беларуси на 2021-2025 годы обсуждали в Чаусах


Дата: 21.01.2021 43

В Республике Беларусь 11–12 февраля 2021 года состоится одно из важнейших политических мероприятий – шестое Всебелорусское народное собрание, которое ознаменует собой окончание предыдущего пятилетнего периода развития страны и начало нового этапа в жизни государства и общества. В работе форума примут участие 2,7 тысячи человек, представляющих все регионы Беларуси. Участникам форума предстоит рассмотреть Программу социально-экономического развития на 2021–2025 годы.

Основные положения проекта программы обсуждались на Едином дне информирования, который проходил в нашей стране 21 января. Управляющий делами Могилевского облисполкома Николай Дедков встретился с руководителями информационно-пропагандистских групп Чаусского райисполкома.

Николай Леонидович подчеркнул важность предстоящего форума для дальнейшего развития страны, отметив, что за предыдущее пятилетие в стране сделано немало, в мировом рейтинге достижения 17 взаимосвязанных и неразделимых целей в области устойчивого развития, призванных преобразовать наш мир, Беларусь заняла 18 позицию среди 166 стран. По индексу человеческого капитала Всемирного банка 36 место из 174 государств по уровню производительности труда нового поколения работников. Ожидаемая продолжительность жизни сегодня составляет 74,5 года. По индексу уровня образования республика занимает 30 место из 189 государств. По уровню развития медицины Беларусь – 59 позицию из 93 стран. Уровень инфляции поддерживался в целевых значениях и относительно 2015 года снизился более чем в 1,5 раза. Повысилась доступность кредитов, ставка рефинансирования уменьшилась более чем в 3 раза. В стране созданы благоприятные условия для развития частного сектора экономики. В рейтинге «DoingBusiness 2020» Беларусь заняла 49 позицию среди 190 экономик мира. Беларусь использует энергию «мирного атома», входит в тройку лидеров по экспорту калийных удобрений. Наша страна полностью обеспечивает себя продовольствием. Сохранена уникальная окружающая природная среда. По индексу экологической эффективности Беларусь в мировом рейтинге занимает 49 позицию из 180 стран.

На Едином дне информирования были также отмечены проблемы в развитии нашей страны. Неблагоприятные внешние факторы не могли не затронуть нашу открытую экономику, но Президент принял решение не останавливать производство, благодаря этому удалось заметно смягчить последствия эпидемии для экономики. Вместе с тем страна по-прежнему сильно зависима от внешних рынков, в первую очередь от поставок углеводородного сырья, мы отстаем от стран ЕС по уровню производительности труда, прежде всего в государственном секторе экономики. Продолжает сохраняться бюрократизм в принятии решений на местах. Среди социальных проблем – уменьшение демографического потенциала и старение населения. Наблюдается межрегиональная диспропорция по уровню доходов. Недостаточно развита социальная инфраструктура, особенно в сельской местности. На решение этих и других проблем будет направлена деятельность государства в новом пятилетии.

Главная цель предстоящего пятилетия – обеспечение социальной стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации.

Основными результатами достижения поставленной цели станут:
рост ВВП в реальном выражении в 2025 году – не менее чем в 1,2 раза к уровню 2020 года; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,5 лет; рост инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 года; наращивание объемов экспорта товаров и услуг до 50 миллиардов долларов в 2025 году; увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения за пятилетие в 1,2 раза, включая рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Приоритеты развития: счастливая семья; сильные регионы; интеллектуальная страна; государство-партнер – это укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом.

Основной инструмент политики повышения рождаемости – обеспечение доступности комфортного жилья. Для молодых семей предусмотрены меры по увеличению объемов строительства арендного жилья и повышению его доступности. При рождении третьего и последующих детей семьям будет предоставляться земельный участок для строительства жилья на льготной основе с увеличением норм (метров на одного члена семьи) льготирования.
В системе здравоохранения будет усилена эпидемиологическая безопасность; планируется построить 8 поликлиник, 11 областных клинических больниц, 12 межрегиональных центров оказания специализированной медицинской помощи, оснастить организации здравоохранения диагностическим оборудованием.

Чтобы обеспечить каждого трудоспособного человека рабочим местом планируется расширить практику использования гибких форм занятости населения (надомный труд, гибкий график работы), рабочие места в режиме удаленного доступа с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также инклюзивные формы занятости для людей с инвалидностью. Целевой ориентир – уровень безработицы в трудоспособном возрасте по методологии Международной организации труда – не более 4,2 % к концу 2025 года.

Одна из главных задач – обеспечить устойчивый рост реальной заработной платы и иных доходов населения. В 1,5–2 раза будет увеличена заработная плата отдельным категориям работников бюджетной сферы (учителя, преподаватели, врачи и средний медперсонал, работники сферы социального обслуживания, культуры и др.). Размер минимальной заработной платы составит не менее 30% от средней по стране.

Планируется сформировать эффективную многоуровневую пенсионную систему, что будет способствовать повышению ее устойчивости. Соотношение среднего размера государственной пенсии по возрасту неработающего пенсионера и средней заработной платы работников будет поддерживаться на уровне не менее 40%. Для отдельных категорий безработных будут повышены размеры пособий по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума.
В планах построить более 50 учреждений общего среднего образования. Не менее 80% действующих образовательных учреждений будут оснащены современным учебным оборудованием и средствами обучения, в том числе для создания инклюзивной образовательной среды. В системе высшего образования планируется изменить формат вступительной кампании, исходя из преимуществ тестирования и собеседования. Основное внимание будет уделено бережному отношению к объектам историко-культурного наследия. Планируется построить порядка 50 новых спортивных объектов, в том числе в городских поселках и агрогородках, чтобы число занимающихся физической культурой и спортом составило порядка 27% от общей численности населения в 2025 году.

Планируется создать постоянно действующие молодежные дискуссионные площадки для различных общественных инициатив.
Стратегия развития промышленного производства предусматривает его трансформацию в конкурентоспособный комплекс, оперативно реагирующий на мировую конъюнктуру и потребности внутреннего рынка. Целевой ориентир – увеличение производительности труда в промышленности в 1,3 раза. Основные направления: ускоренное развитие высокотехнологичных производств; расширение производственных мощностей на основе местных сырьевых ресурсов (ставка будет сделана на увеличение глубины переработки сельскохозяйственного сырья, льна, кожи, древесины, торфа и других местных ресурсов); снижение затрат и повышение качества продукции.

Главная цель развития сельского хозяйства – повышение его конкурентоспособности при сохранении продовольственной безопасности страны. Предусматривается нарастить производство молока до 9,2 млн тонн, мяса – до 2,1 млн тонн в 2025 году. Эти и другие меры обеспечат прирост продукции сельского хозяйства за пятилетие на 14%, уровень рентабельности продаж сельхозпродукции составит в 2025 году не менее 10%. Объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возрастет до 7 миллиардов долларов в 2025 году.

В результате запланированных на пятилетие мероприятий эффективного ведения лесного хозяйства уровень лесистости повысится к 2025 году до 40,3%, объем заготовки древесины с 1 гектара покрытых лесом земель увеличится до 3,2 кубического метра. Предстоит сформировать конкурентоспособный транспортный комплекс общая протяженность электрифицированных железнодорожных путей составит не менее 25%. Планируется возвести и реконструировать более 500 километров республиканских дорог, будет возведено и реконструировано 24 моста и путепровода. Реализация намеченных мер увеличит объем грузооборота в 1,15 раза, пассажирооборота – 1,3 раза.

Доля отечественных товаров увеличится до 63% в общем объеме розничного товарооборота, из них продовольственных – до 80%.
Основная задача развития рынка общественного питания – обеспечение территориальной доступности услуг. Главными результатами развития туристической индустрии станут рост экспорта туристических услуг, а также увеличение численности организованных туристов и экскурсантов – граждан Беларуси, отправленных по маршрутам тура в пределах страны – в 1,5 раза за пятилетие.

Для создания развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры планируется завершить строительство сети сотовой связи четвертого поколения (4G), внедрить сеть сотовой связи пятого поколения (5G), реализовать порядка 10 инфраструктурных проектов. Это позволит к концу 2025 года обеспечить охват не менее 99% населения услугами сотовой связи 4G и 5G.

Ставка будет сделана на качественный рост экспорта и его географическую диверсификацию. Планируется увеличить долю продаж товаров на рынок КНР до 5% в общем объеме экспорта в 2025 году, в страны ЕС – до 30% с приоритетным ростом несырьевого экспорта. В этих целях будет задействован потенциал парка «Великий камень», экспорт резидентов которого в 2025 году превысит 500 миллионов долларов.

Политика государства будет нацелена на укрепление и расширение внешнеэкономических связей с государствами-партнерами по Союзному государству, СНГ, ЕАЭС.

Региональная политика будет направлена на повышение привлекательности для жизни, работы и бизнеса территорий. Так, например, в регионах появятся 13 кластеров. Предполагается расширить полномочия местной власти для поддержки создания новых предприятий и производств, в том числе предоставить им право самостоятельно определять меры в части распоряжения имуществом и земельными участками.

Пристальное внимание будет уделено ценам на жилье. Средняя стоимость одного квадратного метра жилья, строящегося с государственной поддержкой (без учета индивидуальных застройщиков), будет поддерживаться на уровне не выше средней заработной платы по стране. В результате уровень обеспеченности населения жильем в 2025 году составит не менее 28,5 квадратного метра на человека.

В крупных райцентрах предстоит создать научно-технологические парки или открыть их филиалы, распространить на них правовой режим ПВТ, а также сформировать специальный «стартап-режим» для начинающих инновационных предпринимателей. Это позволит привлечь в научно-технологические парки более 200 стартапов. Предусматривается реализация более 70 инновационных проектов.
Инфляция будет удерживаться на уровне около 5%. Также планируется поддерживать средние процентные ставки по новым кредитам в национальной валюте в пределах 9–11% годовых. Бюджетные средства предусматривается сконцентрировать на социальных расходах, доля которых составит не менее 42 %. Госдолг к концу 2025 года составит не более 40 % к ВВП.

Планируются меры по финансовому оздоровлению и снижению задолженности организаций, переведение максимальное число административных процедур в цифровой формат.
Предстоит сформировать компактный, немногочисленный, но высокопрофессиональный госаппарат. Все это должно помочь нашей стране войти в топ-40 в международном рейтинге по уровню качества государственного управления.

Во время встречи поступили вопросы о перспективах и проблемах развития нашего региона. Николай Дедков подчеркнул, что у руководства облисполкома на контроле находятся 260 вопросов, заданных в период электоральной кампании жителями области, 91 вопрос решен. Идет работа по каждому обращению и поиск возможностей их решения.

– Предстоящий всебелорусский форум станет народным собранием. Ведь «никто, кроме белорусского народа не может решать, как ему жить, как развиваться, каким законам быть на нашей земле», – сказал в завершение встречи Николай Дедков, процитировав слова главы государства. – И потому от работы форума, от предлагаемых делегатами путей развития Беларуси (многие из которых уже нашли свое отражение в этом проекте Программы социально-экономического развития) во многом зависит, в какой стране мы будем жить через пять лет.
Наталья ШКРЕДОВА