Как в Чаусах ведут себя участники дорожного движения в темное время суток


Дата: 21.12.2020

Каждый человек, перед тем как стать активным участником дорожного движения, обязан уделять особое внимание собственной безопасности. Уже который год на территории нашей страны Правила дорожного движения обязывают пешеходов передвигаться в темное время суток со световозвращающими элементами (фликерами). Но до сих пор у водителей возникает много вопросов к пешеходам, которые не обозначают себя в темноте. В минувший вторник корреспондент «районки» сов­местно с начальником Чаусского ОГАИ Николаем Игнатенко отправились в рейд, чтобы проверить, как ведут себя участники дорожного движения в темное время суток.

Вначале рейда сотрудник ГАИ предупредил, что работа будет в реальном режиме, без прикрас и пафоса. Маршрут поездки по ночным дорогам района мы начали после пяти часов вечера, как раз в то время, когда люди возвращаются с работы домой. Сейчас зима, темнеет рано, да и в тот вечер погода была пасмурная, поэтому тема обозначения себя на дороге для пешеходов самая актуальная.
Сразу хотелось бы отметить, что рекомендации и обязанности пешеходов носить фликеры раскрываются в четвертой главе ПДД «Права и обязанности пешеходов».

Так, в пункте 17 прописано, что пешеход при движении по краю проезжей части дороги в темное время суток обязан обозначить себя световозвращающим элементом. За игнорирование данного требования можно получить штраф в размере до трёх базовых величин, а в состоянии алкогольного опьянения – и до пяти. Такая же ответственность последует, когда вы двигаетесь на велосипеде или катите мопед без светоотражающих элементов. Если же человек передвигается по тротуару, велосипедной или пешеходной дорожке неосвещенных улиц в деревне или городе, а также переходит дорогу по необорудованному светофором переходу, то в данном случае использование фликера рекомендовано.

– Каждый пешеход должен обозначить себя на дороге, чтобы не получить штраф и обезопасить всех участников дорожного движения. И, как показывает практика, использование отражателей работает в реальной жизни. Водитель замечает «светящегося» человека на дороге с большего расстояния, нежели пешехода без фликера. В таком случае у водителя есть время сориентироваться и принять решение, – подчерк­нул Николай Дмитриевич.

В пути мы обращали внимание на людей, стоящих на тротуаре и на остановочных пунк­тах. Сделали вывод, что если не приглядываться, то очень сложно различить силуэт человека в темноте.
Первым делом мы отправились в микрорайон Заречье, где после работы из города возвращается много людей, идущих в основном по проезжей части, так как тротуаров вдоль дорог нет, да и в слякоть какой человек захочет идти по обочине.

Проезжая по улицам микрорайона, всех пешеходов было видно издалека. Свернув на первом же повороте, столк­нулись с ярким примером того, как следует каждому обозначить себя в темноте. Впереди мы увидели полностью светящийся силуэт пешехода. Как выяснилось, юная школьница часто ходит пешком по этой улице домой, поэтому и обозначает себя полностью светящейся курткой. Очень удобно и модно, надо заметить.

Одного из местных жителей мы повстречали перед самым подъемом на небольшой мост. Светоотражатель на руке виден на большом расстоянии. Мужчина шел, согласно правилам, во встречном направлении движущемуся автомобилю. Инспектор специально остановил сознательного пешехода и поблагодарил за то, что гражданин беспокоится о безопасности и заметен на дороге в темное время. А вот другой участник дорожного движения, прогуливаясь со своей собакой, явно не задумывался о собственной безопасности. Да и заметили мы его лишь на расстоянии нескольких шагов. На вопрос инспектора, почему мужчина без фликера, тот ответил, что на улице еще светло. Но заверил, что обязательно исправится. Николай Дмитриевич провел профилактическую беседу о соблюдении Правил дорожного движения, объяснил понятие «темное время суток» и в качестве небольшого бонуса вручил мужчине фликер, который и повязал ему на рукав.

Продолжив движение, инспектор неожиданно спросил: «Ну что, видите пешехода?». Попытавшись разглядеть в темноте силуэт человека, мне удалось его заметить, лишь когда мы подъехали ближе. Когда женщина обернулась на шум автомобиля, на сумке «засверкал» небольшой отражатель. Формально к ней претензий нет, но фликер должен быть расположен так, чтобы он был виден всем участникам движения.

– Большинство граждан пользуются светоотражателями, но часть из них не задумывается о правильном их месторасположении. Поэтому лучше всего прикреплять фликер на рукав, – заметил Николай Дмитриевич.

Едем дальше. Казалось бы, дорожная безопасность в порядке, пешеходы обозначены, причин для беспокойств нет. Как вдруг впереди нас из-за поворота выскакивает автомобиль, словно «призрачный гонщик», без включенных фар ближнего света. Световой специальной сигнализацией даем водителю понять, что необходимо остановиться. Мужчина на своем автомобиле «Фольксваген» возвращался домой и, как он объяснил, просто заговорился с пассажиром и забыл включить свет. За что был наказан штрафом в размере 0,2 базовой величины.

– Порой простые предупреждения и советы не действуют так, как реальный штраф. В следующий раз водитель будет порасторопнее, – пояснил Николай Игнатенко.

Возвращаясь в город, по пути мы встретили молодого человека с фликером, но как рассказал милиционер, парень уже не раз привлекался за отсутствие светоотражающего элемента. Видимо, профилактические мероприятия пошли ему на пользу. Затем в поле зрения нам попал яркий пример того, как должен быть обозначен в темное время суток велосипедист и его «железный друг». Мужчину в светоотражающем жителе мы заметили издалека, при свете дальних фар. Транспорт у него оборудован, как положено: фонарь красного цвета сзади, а впереди – белого. За это его сотрудник ГАИ и поблагодарил. Но и одновременно напомнил, что в гололед на велосипеде передвигаться нельзя, если только катить.

Въехали в городскую черту. По пешеходной дорожке передвигался молодой человек и претензий формально к нему нет. Но вскоре тротуар переходит в проезжую часть, поэтому ему придется перемещаться по обочине. Отсутствие фликера он объяснил тем, что просто забыл его дома.

В тот вечер мы также посетили и населенные пункты Чаусского района: предместье Заболотье и агрогородок Каменка. На деле убедились, что к дорожной без­опасности большинство граждан относится с пониманием. Путешествие по дорогам района пришлось отложить на время, но в десять вечера рейд продолжился, и мы направились в агрогородок Волковичи. Ведь только ночью открывается совсем иная сторона обыденной жизни человека.

Правда, ни одного пешехода мы так и не повстречали. Пользуясь случаем, решили проверить работу сторожей на мехдворе местного хозяйства, где на его территории находится много дорогостоящей техники. В Волковичах сторож был «приятно удивлен» приезду гостей. После проверки ему был сделан ряд замечаний. А вот мехдвор в деревне Черенки – под надежной охраной местного сторожа и его четвероного друга, который так и не позволил нам бесшумно войти в сторожку.

Ближе к часу ночи, возвращаясь в город через агрогородок Устье, мы повстречались с двумя бравыми мужчинами, перевозившими на гужевой повозке рулон сена. Гужевой транспорт не имел ни одного светоотражающего элемента, а пассажиры также не были обозначены. Как выяснилось, мужчины везли сено по выпис­ке хозяйства ОАО «Головенчицы». Тут вопросов нет, а вот за отсутствие фонарей красного и белого цвета на повозке мужчинам придется заплатить штраф.

Мы решили во время рейда поинтересоваться у водителей, что они думают о фликерах у пешеходов.

– Очень сложно заметить пешехода на проезжей части, когда он не обозначен, особенно в сумерки и пасмурную погоду. А когда ты видишь его на большом расстоянии, то легко сориентироваться и притормозить. Когда человек заметен на дороге, то ему и водителям намного безопаснее, – уверен водитель автомобиля Mercedes.

С его утверждением были согласны все участники дорожного движения, которые поделились своим мнением по данному поводу. Поэтому в том, чтобы стать заметнее на дороге есть намного больший смысл, нежели попросту надеяться на собственную удачу и везение. Ведь не требуется особых затрат и усилий, чтобы прикрепить световозвращающую повязку на рукав.

– Нужно всегда помнить, что вас и других участников движения ждут дома, – подчерк­нул на прощание начальник ОГАИ.
Так, мы на собственном опыте убедились, что работа сотрудников ГАИ немного отличается от той, которую себе представляют многие люди. У них нет задачи наказать. Им необходимо достучаться до каждого участника движения, что нужно думать не только о себе, но и о других водителях и пешеходах. Каждая дорожная ситуация рассматривается разносторонне. Для одного достаточно беседы, а для других даже штраф не является аргументом к соблюдению ПДД. К счастью, таких меньшинство.
Денис ЕВСЕЕНКО