Главная > Культура > Молодежный компас > Ученик СШ №2 г.Чаусы Владислав Пахоменко стал победителем I регионального конкурса школьных исследовательских работ водных объектов «Кристальные воды Днепровского края-2014»

Ученик СШ №2 г.Чаусы Владислав Пахоменко стал победителем I регионального конкурса школьных исследовательских работ водных объектов «Кристальные воды Днепровского края-2014»

«Аквамир – модель природного сообщества на моем столе» – так называется исследовательская работа ученика 3 «А» класса СШ № 2 Владислава Пахоменко (руководитель Л.В.Акульская). Казалось бы, мудреное название, но речь идет об обычном домашнем аквариуме. Хотя нет, не совсем обычном. Впрочем, ознакомившись с научными изысканиями юного исследователя (за эту работу, кстати, он стал победителем I регионального конкурса школьных исследовательских работ водных объектов «Кристальные воды Днепровского края-2014»), вы сами, уважаемые читатели, все узнаете.

Вот что рассказал Владислав:
– В последнее время иметь дома аквариум становится модно. Но мало у кого условия позволяют держать большой аквариум, например, на 200 литров. Однако известно, что равновесие легче устанавливается и поддерживается именно в больших аквариумах. При этом маленькие аквариумы требуют больших усилий для поддержания их в хорошем состоянии.
В связи с этим среди современных исследований в аквариумистике актуальны работы по созданию очень маленьких аквасистем – наноаквариумов, не требовательных к уходу. Одной из разновидностей таких систем являются Аквамиры или Биосферы. Это полностью герметичные аквариумы, куда подаются только свет и тепло, а воздух, углекислый газ и корм для «жителей» не подается. Такие  аквариумы стоят достаточно дорого и в Беларуси их купить невозможно.
Целью моей работы было выяснить, возможно ли создание в домашних условиях устойчивой микро-экосистемы в искусственном зам-кнутом водоеме без подачи дополнительного воздуха, пищи и тепла.
Для создания искусственного за-крытого водоема (Биосферы) были взяты: колба, в качестве грунта – мелкая галька, купленная в зоомагазине и прокипяченная в течение двух часов; водный раствор, состоящий из водопроводной воды, родниковой воды, аквариумной воды и грязи из аквариумного фильтра; растения – валлиснерия спиральная и мхи ключевой и прибрежный; водоросль кладофора шаровидная. В качестве объектов наблюдения мы выбрали животных: 5 креветок-вишень и одну улитку физу пузырчатую.
После помещения всех компонентов в колбу  мы ее тщательно закрыли пробкой и замазали пластилином, а затем и силиконом. Колбу аккуратно перевернули и поставили на подставку.
На третий день существования биосферы мы нашли на стенках колбы кладки яиц улитки. Это показало, что внутри аквариума условия хорошие, так как в плохих условиях улитки не размножаются.
Для изучения эмбрионов мы использовали микроскоп, цифровой фотоаппарат и компьютерную программу Imagej. Измерения проводили каждый день.
Полученное изображение загружали в программу Imagej и измерили диаметр яйца и зародыша. Было видно, что размеры эмбриона постоянно росли.
Молодая улитка вышла из яйца на восьмой день. Так как эмбрионы улитки в нашей Биосфере развивались нормально, значит, условия в ней для улиток хорошие.
Креветки чувствовали себя не так хорошо. Спустя две недели выяснилось, что две больших креветки пропали, от них остались только панцири, как после линьки. В книгах про креветок и в Интернете мы нашли, что креветки становятся очень беззащитными во время линьки. В это время на них могут напасть улитки, остракоды, и даже другие креветки.
Через 76 дней в Биосфере осталось только две креветки. Также расплодилось много улиток. Кладофора почти сформировала шар, а мох прибрежный разрастался все больше.
В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы: созданная нами биосфера существовала уже 76 дней без подачи воздуха, углекислого газа, корма для животных. Остракоды и улитки могут существовать в замкнутых аквасистемах. Улитки и  остракоды могут представлять угрозу для креветок, поэтому их лучше содержать в разных аквамирах. Некоторые растения могут хорошо себя чувствовать в замкнутых аквасистемах, например, кладофора шаровидная и мох прибрежный, но для них важно правильное освещение.
Записала Т.ПУЗЫРЕВА, зам.директора по учебной работе.
НА СНИМКЕ: Владислав Пахоменко во время защиты своей работы.

Реклама

Мероприятия

Архив публикаций



Полезные ссылки