Одной из детей, переживших суровые годы войны, стала Ева Титовна Сыровежкина


Дата: 13.05.2020

Мы всегда с гордостью вспоминаем ветеранов Великой Отечественной войны, защищавших страну, но нельзя забывать и о тех, на чью долю выпало страшное детство. Вместо игрушек, сладостей и веселых игр с ровесниками – взрывы, голод, тяжелый труд. Одной из детей, переживших суровые годы войны, стала Ева Титовна Сыровежкина, которая поделилась своими воспоминаниями.

Ева Титовна Сыровежкина (Козлова) родилась в 1942 году в деревне Прилесье Чаусского района. В сентябре 1943 года, когда на реке Проня стоял фронт, ее вместе с матерью Евгенией Козловой и другими жителями насильственно угнали в рабочую колонну на Заречье в Чаусах, а потом взрослые рыли окопы под деревнями Антоновка, Головенчицы, Новоселки. Весной 1944 года их колонну отправили в Быховский район, в деревни Боровка и Воронино, которые были освобождены летом того года.

Отец Евы Сыровежкиной, Тит Емельянович Козлов, работал с 1925 по 1941 год в Осиновке заведующим магазином, где вместе с ним трудилась и жена. В сентябре его забрали на фронт. Воевал в Восточной Пруссии. Время шло, никаких вестей не было. И, наконец, семья получила от него письмо, но, к сожалению, воры, перепутав его с деньгами, завернутыми в платок, украли вместе с другими вещами. Таким образом, от отца на память не сохранилось ничего. А через два года после письма пришла «похоронка».

После освобождения Ева Титовна вместе с матерью вернулись на малую родину, но Прилесье было сожжено. Единственное, что хотя бы немного утешало – это частично уцелевший их дом, расположенный чуть дальше остальных. Это и спасло его от полного разрушения. Остались лишь голые стены без потолка, окон и дверей. Собственными силами они старались отремонтировать строение. Позже в нем жили еще пять семей.

Тем, к кому после войны вернулись мужья и сыновья, было гораздо проще заново восстановить хозяйство. Еве Титовне уже с малых лет пришлось познать, что значит тяжелый труд. Маленькая шестилетняя Ева, вытирая слезы, часто тянула за собой большую повозку с дровами, чтобы помочь матери. А весной, чтобы не погибнуть от голода, они откапывали на полях промерзший картофель, из которого пекли лепешки. Военные и послевоенные годы рано превратили детей во взрослых.

Чуть позже матери выдали корову, возможно, за былые заслуги отца на работе. Буренку использовали вместо лошади, боронуя землю. С утра они вместе приступали к работе: девочка вела корову, а мама держала борону. Вдвоем было очень тяжело, но они справлялись.
В 1957 году в Прилесье построили школу, Ева окончила 7 классов, а с 1957 по 1960 год до 10 класса училась в Осиновской школе. Ева Титовна вспоминает, как в 9 классе состояла в производственной бригаде по сбору кукурузы, где занимала позицию бригадира. За высокие результаты Ева сначала попала на слет передовиков в Чаусах, затем в области, а после и в Минске, где встретилась с Аркадием Кулешовым, Петром Машеровым и другими выдающимися белорусскими деятелями. Добавила, что хотела стать учителем. Следуя этой мечте, поступила в педагогический институт (сейчас университет им. А.А. Кулешова), от­училась несколько месяцев, но по семейным обстоятельствам пришлось забрать документы. Затем поступила в Минский кооперативный техникум на заочное отделение, работала в сельпо в качестве кассира сначала в Осиновке, а потом – в Прилесье.

В 1974 году Ева Козлова вышла замуж за Алексея Сыровежкина. С будущим мужем Ева Титовна жили рядом, буквально через два двора, еще с раннего детства. Родились дети: старшая дочь Марина и сыновья, Александр и Виктор. Семья купила дом в Чаусах.
Ева Титовна отметила, что была награждена нагрудным знаком «Отличник советской потребительской кооперации». И в целом она свою работу любила, отлично разбиралась в бухгалтерии, что неоднократно отмечало руководство.

Несмотря на множество прошедших после войны лет, которые, казалось бы, должны залечить раны, воспоминания о ней все равно отзываются внутри болью и тоской.
Виктория АЛЕКСЕЕВА