Кто стал”Учителем года-2014″в Чаусах?


Дата: 30.01.2014

Продемонстрировать свои творческие наработки, поделиться профессиональным опытом, а заодно  посостязаться с коллегами за звание лучшего в профессии – такую возможность учителям района предоставляет ежегодный конкурс педагогического мастерства «Учитель года». Правда, чтобы выйти на районный этап, вначале нужно пройти внутришкольный, и это серьезный отбор. Например, в текущем году из 74 претендентов на участие в финал вышли 14. Все они со своими группами поддержки собрались 20 января в  СШ №1, где и состоялось торжественное открытие конкурса.
…Кто из сидящих в зале – конкурсант,  легко догадаться : выдает волнение.  Хотя, казалось бы, учителю, привыкшему работать в коллективе, несложно выступать перед публикой, но этот случай – особый: как лучше себя представить, чтобы заинтересовать жюри и зрителей, чем удивить коллег?
Томительные минуты ожидания прерывают ведущие, объявляя начало конкурса, и первым его участников и зрителей поприветствовал начальник отдела образования, спорта и туризма В.Н.Лебедев. Он пожелал всем удачного выступления, как можно лучше представить свои учреждения образования и максимально раскрыть профес- сиональные способности. Под общие аплодисменты всех конкурсантов пригласили на сцену. Замечаем, что, в отличие от предыдущих лет,  здесь присутствуют и педагоги дошкольных учреждений (ранее у них был отдельный профессиональный конкурс), а также что среди конкурсантов не только опытные педагоги,  но и те, у кого стаж работы пока невелик.
После напутствия и представления участников согласно полученным при жеребьевке номерам объявляется первое испытание: публичное представление системы педагогической деятельности  «Обучая, я воспитываю». На то, чтобы раскрыть тему, отводилось всего 7 минут, и каждый из конкурсантов старался вложиться в это время, что было довольно сложно, ведь рассказать хотелось о многом. Выступления сопровождались демонстрацией слайдов.
Так, учитель физкультуры Горбовичского УПК Ю.В.Зайцев был очень убедителен, говоря о том, что его учебный предмет – не второстепенный: от здоровья детей, как и от полученных в стенах школы знаний, во многом зависит их будущее. А чтобы  труд учителя был результативным,  нужно любить детей (и эта любовь не заменит профессиональное мастерство), видеть себя их глазами, иметь прирожденный такт, сочетать уважение с требовательностью, стимулировать активность каждого ученика.
Второй мамой для своих воспитанников, которая любит их и понимает с полуслова, считает себя воспитатель яслей-сада №3  Г.М.Савчкова. Ее профессия, которой отдано уже 29 лет, требует универсальных знаний и навыков, ведь малыши так любознательны. Она убеждена, что пребывание в детском саду должно быть для них праздником, и счастлива, что благодаря своим воспитанникам, детство проживает многократно. А прозвучавшая в завершение песенка о дружбе, исполненная с их участием, была убедительнее всяких слов.
Р.П.Мурашко, которая преподает географию в СШ №1, представление своей системы педагогической деятельности начала с притчи, суть которой такова: главная задача любого учителя – воспитать в своих учениках  человечность и доброту. Ну и, конечно, стремиться, чтобы уроки были интересными, развивающими, больше использовать в работе индивидуальные творческие задания, прививать любовь к родному краю.
Учитель информатики СШ №2 О.Г. Пыников считает, что сильнее всех методик обучает и воспитывает среда, а потому старается сделать эту среду благоприятной для учеников. «Когда сердца, когда умы открыты – тебя поймут ребята с полуслова», – уверен он. На его счету – несколько собственных проектов, в работе использует методику личностно-ориентированного обучения, технологию проблемного обучения и другое, что позволяет максимально использовать опыт ребенка, делать упор на его самостоятельную работу.
Учитель биологии Каменского УПК Т.В.Капорина продемонстрировала свое педагогическое кредо наглядно, поместив в пустой сосуд гранит, символизирующий ее знания, затем – тальк (ее ученики), следом – кремень (поддержка и помощь коллег), зерна (применяемые в работе педагогические технологии), почву  как содержание работы учителя и воду – среда для роста и развития учеников. Остается  только ждать, когда эти зерна прорастут…
Научить детей учиться – в этом видит свою задачу учитель биологии СШ №2  Е.Г.Малолова.  И делать это надо с определенной долей артистизма, чтобы не быть скучным для своих учеников, увлечь их предметом. «Какое гордое призвание – давать другим образование».
Воспитание должно идти впереди образования – таково мнение учителя английского языка  СШ №1 А.В. Шандовой. А языковой материал – усваиваться незаметно, чему очень способствуют, например, игровые технологии.
«Передавая радость и страданье, сама душа, казалось бы, поет», – так сказала о музыке, которую преподает в СШ №2, Е.В.Белоусова. На ее взгляд,  эстетическое воспитание детей  в наш век практицизма играет очень важную роль. А чтобы  работе учителя сопутствовал успех, в нем должен постоянно гореть «огонь живой огромного, святого недовольства самим собой».
Детей надо обучать и воспитывать так, чтобы они даже не догадывались об этом – убеждена воспитатель яслей-сада №4 Н.И.Аракелян. И в этом очень помогают игровые обучающие технологии, о которых она рассказывала очень увлеченно.
Интересно и содержательно выступили также конкурсанты В.А.Шайтуро – воспитатель Горбовичского УПК – СШ-д/с, Е.И.Ракова – учитель английского языка Благовичской СШ, Н.В.Терещенко – учитель биологии Антоновского УПК, С.И.Аршавский – учитель трудового обучения Сластеновского УПК, И.В.Зенькович – учитель биологии школы-интерната.
В общем,  выступления всех конкурсантов были по-своему интересными, яркими и познавательными для сидящих в зале коллег. Ну а жюри на этот раз не ограничилось просто их прослушиванием.  Ведь это своего рода экзамен  и в таком формате дополнительные вопросы вполне уместны – чтобы оценить участников с максимальной объективностью. В итоге на этом этапе больше всего очков набрала Е.В.Белоусова,  второй  результат был у А.В.Шандовой и третий – у Г.М.Савчковой.
Вторым испытанием было проведение в последующие два дня открытых уроков в незнакомых классах на базе городских школ. Оценивались конкурсанты по таким критериям как  активность  и заинтересованность учеников, содержание урока, умелое использование педагогических методик. Высший балл  получила снова-таки Е.В.Белоусова, два следующих места в «турнирной» таблице заняли, соответственно, А.В. Шандова и Е.Г. Малолова.
В третий конкурсный день состоялся  показ видеофрагментов уроков (своего рода домашнее задание) с последующим их самоанализом. Наибольшее количество баллов набрала А.В.Шандова, второе и третье места были у Н.И.Аракелян и Е.В.Белоусовой. И, наконец, завершающим этапом конкурса стало описание опыта собственной педагогической деятельности, что лучше всего, по мнению жюри, получилось у И.В. Зенькович, учителя биологии школы-интерната. Немного отстали от нее по количеству набранных баллов Н.И.Аракелян и О.Г.Пыников.
Предварительно итоги конкурса уже можно было предугадать по оценке его участников на каждом этапе. Однако жюри совещалось, спорило почти целый час. Сложность была в небольших расхождениях по количеству баллов между конкурсантами. Однако цифры – вещь упрямая, и в итоге лидеры определились.
В прошлую пятницу, 24 января, состоялось подведение итогов конкурса. Кроме его участников и групп поддержки, разделить с ними столь торжественный момент пришли спонсоры из ГЛХУ «Чаусский лесхоз», УКП «Жилкомхоз», ЦБУ №725 «АСБ «Беларусбанк». И снова все участники конкурса были приглашены на сцену. До начала церемонии награждения ведущие обратились к ним и к жюри с вопросом, считают ли они такие конкурсы важным событием в своей жизни?  Хотя об этом, наверно, можно было и не спрашивать, ведь эмоции в зале говорили сами за себя.
И вот он, долгожданный и волнующий момент оглашения результатов и вручения наград. Первой участников конкурса поздравила председатель районной организации профсоюза работников образования и науки Т.П.Матюлина, которая вручила всем денежные призы. Затем на сцену для вручения наград был приглашен В.Н.Лебедев. Как он отметил, профессиональный конкурс в очередной раз показал, что в нашем районе немало творческих педагогов, чей опыт заслуживает изучения и распространения. Он вручил дипломы финалистов конкурса  С.И.Аршавскому, И.В. Зенькович, Ю.В.Зайцеву, Т.В.Капориной, О.Г.Пыникову,  Е.И.Раковой, Г.М.Савчковой, Н.В.Терещенко и В.А. Шайтуро.  В номинации «Когда тебя понимают»  победила А.В.Шандова, которой был вручен Диплом отдела образования, спорта и туризма и ценный подарок от ЦБУ №725 «АСБ «Беларусбанк».  В номинации «За верность профессии и оптимизм» была отмечена Р.П.Мурашко,  которой вместе с Дипломом был вручен и ценный подарок от отдела образования спорта и туризма. В номинации «Педагогиче-ские надежды» победительницей стала Е.Г.Малолова, также отмеченная Дипломом и ценным подарком от отдела. В адрес каждого из конкурсантов звучали аплодисменты, но особенно громкими они были, когда прозвучали имена победителей.  Диплом и ленту «Учитель года-2014» получила учитель музыки     СШ №2 Е.В.Белоусова,  Диплом и ленту «Воспитатель года-2014» – воспитатель яслей-сада №4 Н.И. Аракелян. В ответном слове они поблагодарили своих коллег за моральную поддержку на протяжении всего конкурса. Победа для них – это стимул для дальнейшего профес-сионального совершенства. (Кстати, тем, кто набрал больше баллов в конкурсе – Е.В.Белоусовой, А.В. Шандовой и Н.И.Аракелян были также подарены для использования в работе компьютеры от отдела образования, спорта и туризма).
Всех участников конкурса и особенно тех, кто получил высшие награды, поздравила победительница прошлогоднего конкурса «Учитель года-2013» Т.В.Фомина. Такой успех она назвала яркой вспышкой в жизни, подтверждением высоких профессиональных качеств. Единственное, чего не хватало, на ее взгляд, конкурсу – это символ, и в качестве него она предложила сувенир в виде совы, который и вручила Е.В.Белоусовой.
А затем свои музыкальные поздравления участникам конкурса дарили их ученики – по сути, самые главные судьи  нелегкого труда учителей и смысл всей их профес-   сиональной деятельности.
Н.КОЛЕСНИКОВА.