[Ко Дню учителя] – Я люблю свой предмет, считаю историю не только важной, но и интересной наукой…


Дата: 04.10.2019

Молодая учительница заметно волновалась: немного боязно идти на первый урок в 11-й класс. Как воспримут нового педагога дети? Удастся ли заинтересовать их своим предметом и помочь получить прочные знания? Все эти вопросы буквально не давали покоя. Но она сделала глубокий вдох и решительно открыла дверь в учебный кабинет. И уже через несколько минут после начала урока стало понятно – процесс обучения идет своим чередом, ребята увлеченно слушают объяснение учителя и старательно выполняют задания.

– Этот урок в Прудковской школе в 2002 году навсегда останется в памяти, – убежденно говорит моя собеседница Марина Матюшева. – Я люблю свой предмет, считаю историю не только важной, но и интересной наукой, ребят можно увлечь фактами из жизни знаменитых людей, яркими событиями, необычными явлениями и они будут ломать голову над загадками прошлого. А заинтересованность – прямой путь к знаниям и умениям. Мотивация в успехе обучения играет огромную роль. Ребята, которым нравится предмет, участвуют в исследовательской деятельности, олимпиадном движении, расширяя и углубляя свой запас знаний. А некоторые выпускники, как, например, Артем Ошейчик, выбирают его в качестве будущей профессии.
Таких любознательных учеников у Марины Владимировны немало. С 2004 года она преподает историю в Устянском учебно-педагогическом комплексе, а также ведет занятия в кружке «Юные краеведы», где ребята учатся не только любить свою малую родину, но и лучше узнавать ее прошлое и настоящее. Команда любителей истории Устянского УПК показывала отличные результаты в районных интеллектуальных конкурсах «Моя Беларусь», «200-летие Отечественной войны 1812 года» и других. История родного края и биографии знаменитых земляков легли в основу не одного исследования. Например, «Следы Ариэля Шарона» Марина Матюшева разыскивала со своим учеником Вячеславом Царенковым. Она вспоминает, как через библиотеку выписывали специальную литературу и расспрашивали старожилов деревни Головенчицы, чтобы установить местонахождение дома семьи премьер-министра Израиля (он располагался недалеко от сельской крамы). А вот после работы «Уникальность наследия фольклорного коллектива «Незабудки» осталась ценнейшая фонотека песен в исполнении его участниц, с которыми неоднократно встречались педагог и ее ученица Татьяна Кожемякина. Девочка стала победительницей районного конкурса исследовательских работ учащихся.
С увлечением работали Марина Владимировна и Оксана Плешкова над исследованием «И был в Головенчицах храм…», оказалось, что в эту деревню была перенесена деревянная церковь из Лесной, той самой, где Петр 1 разгромил шведов. Жаль, что этот и построенные затем храмы не сохранились.
Есть у учеников Марины Матюшевой успехи и в предметных олимпиадах. Никита Базылев, Оксана Плешкова неоднократно занимали призовые места в районе.

Марина Владимировна регулярно повышает свой профессиональный уровень, имеет первую квалификационную категорию. Использует в педагогической практике элементы технологии критического мышления, проблемного обучения. Она считает самым важным в профессии учителя владение материалом, любовь к детям и терпение.

– Ребята – они все разные. Кто-то запоминает и усваивает материал сходу, а другим надо его осмыслить, надо уметь находить подход к каждому, – отмечает Марина Владимировна.

Сама она стала учителем тоже под влиянием своего педагога, Леонида Рачковского, который в свое время ей говорил, что надо стремиться к большему, развиваться, идти вперед. Супруг и дочери с пониманием относятся к ее занятости, сосредоточенности на профессиональной деятельности. Работа учителя отнимает большую часть времени: подготовка к урокам, оформление документации, проверка работ учащихся. Но Марине Владимировне удается выкроить время для любимого занятия – цветоводства. В ее палисаднике радуют глаз весной – гиацинты, летом – розы, а осенью, как раз ко Дню учителя, набирают яркость хризантемы, одни из ее любимых цветов. Может, и это предпочтение профессиональное?

Наталья Шкредова