Валентина Бочкарева из Чаус воспитывает у детей любовь к музыке


Дата: 07.10.2013

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь – хорошо, но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды – еще лучше.

В.Гюго.

Все самые значимые события нашей жизни не обходятся без музыки и песни. Первым услышанным музыкальным произведением чаще всего становится колыбельная, которую малышу поет перед сном мама. Потом в детском саду ребята разучивают незатейливые песенки, охотно демонстрируют перед мамами и папами свои вокальные способности. А когда они в качестве первоклассников приходят в школу, эстафета «путеводителя» в мир музыкального искусства переходит к учителю музыки. В СШ № 1 г.Чаусы вот уже более 20 лет у учеников начальных классов воспитывает любовь к музыке Валентина Борисовна Бочкарева. Сколько сотен ребят за это время она познакомила с удивительным музыкальным миром…

Договорившись о встрече на одной из школьных перемен, проходим через актовый зал, осторожно приоткрываем дверь в кабинет музыки. Никого, но откуда-то звучит негромкая мелодия. Заходим в кабинет, чем-то напоминающий институтскую аудиторию: парты расположены ступенчато. На стене – портреты знаменитых композиторов. Музыкальные инструменты на столе, стульях, полках. И все звучит, звучит из магнитофона музыка. На память пришли с юности знакомые строки:

…Послушай, музыка вокруг,

Она во всем – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск воды,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкающие трели…

Нашу музыкально-поэтическую паузу прервала хозяйка кабинета. Валентина Борисовна, извинившись за опоздание, объяснила: «Готовимся ко Дню учителя, надо было решить кое-какие организационные вопросы».

– В чем Вы видите свою задачу как педагога? – поинтересовались мы.

– В том, чтобы каждый школьник почувствовал, что без музыки его жизнь будет пресной и скучной, – ответила Валентина Борисовна. И добавила, что именно уроки музыки могут дать многое, например, для развития певческого голоса, становления музыкального слуха, художественного вкуса.

…Свой путь в мир музыкального искусства сельская девочка Валя начала в 3 классе. В ее родной деревне в Лунинецком районе не было музыкальной школы. Но мама заметила способности дочки и попросила родственника, баяниста-самоучку, позаниматься с ней. Результат превзошел ожидания. Валя быстро запоминала мелодию, ее тоненькие пальчики почти безошибочно нажимали на нужные пуговки-кнопки баяна. Так что на вступительный экзамен в музыкальную школу в Лунинце она пришла, уже умея играть кое-какие мелодии. Родителей не испугало то, что добираться до музыкальной школы придется на дизель-поезде, до остановки которого от их деревни 3 километра. С уроков музыки иногда возвращалась к полуночи. конечно, на остановке встречали родные, позже – друзья: идти одной было страшно. И вот после 5 лет учебы выпускница базовой школы получила диплом об окончании музыкальной школы по классу баяна. К этому времени  Валентина уже конкретно определилась с выбором будущей профессии, в которой музыка была главной. Однако на экзамене в Лидское музыкальное училище Валя перед строгой экзаменационной комиссией растерялась, допустила ошибки в исполнении произведения и по конкурсу не прошла. Не мешкая, она отвезла документы на поступление в Гродненское культпросветучилище, где успешно сдала экзамены. Первым местом работы стал районный Дом культуры в Брестской области, а, выйдя замуж, переехала в Омск, где работала в детском саду воспитательницей. Судьба вернула Валентину в Беларусь: родственница жила в Чаусском районе – уговорила на переезд. Так что впервые уроки музыки Валентина Борисовна провела как педагог в Прудковской средней школе. Появилась возможность получить квартиру в Чаусах – согласилась на должность директора районного Дома культуры. Но через 3 года, 1 сентября 1992 года, вновь встретила ребят в кабинете музыки СШ № 1 в качестве учителя. Сама умея играть на баяне, гитаре, домре, она охотно знакомила ребят с этими инструментами. Подростков особенно интересовала гитара, и Валентина Борисовна учила их игре на этом инструменте. На районном конкурсе туристической песни ее ученики Дима Путьков и Дима Кондратенко выступали на протяжении ряда лет очень достойно. Сейчас учительница музыки ведет кружок игры на  гитаре безнотным способом.

А еще педагог гордится своими бывшими ученицами, которые именно в музыкальном искусстве добились значительных успехов, а первое знакомство с музыкальным миром у них состоялось на уроках музыки в СШ № 1. Это уже потом были занятия в школе искусств или Доме детского творчества, а начальным этапом стало развитие творческих способностей на уроках музыки в школе. Именно здесь пробудился и развился интерес к музыке, к пению у Александры Тимошенко, Юлии Моногаровой, Юлии Матюшовой. Музыкальные способности раскрылись у ученика 5 класса Андрея Новикова, у Даниила Беляева, который занимается во 2-м классе. Но даже если таких ярко выраженных способностей у ребят не проявляется, они учатся чувствовать музыку, передавать свои ощущения от услышанных произведений, анализировать, эмоционально реагировать на услышанное.

В.Б.Бочкарева старается, чтобы на уроке не было пассивных слушателей. Учитывая, что младшие школьники – народ любознательный, но в то же время непоседливый, подвижный, она проводит музыкальные минутки с активными движениями. Увлечь ребят позволяют и нестандартные формы урока: урок – музыкальная викторина, урок – дискуссия.

Кстати, Валентина Борисовна заочно окончила исторический факультет Могилевского университета и хотя не часто, но проводит и уроки истории.

Г.ДУХОВСКАЯ.