Главная > Актуально > Береги зрение смолоду

Береги зрение смолоду

НАЧИНАТЬ профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения, и этот процесс должен быть комплексным, включающим не только медицинские аспекты, но и социальные. Только совместными усилиями можно исправить сложившуюся тенденцию – выпускник школы-«очкарик».

Первый осмотр офтальмолога должен быть осуществлен уже с
момента новорождения. В этом возрасте врач сможет опреде-
лить наличие врожденной глаукомы, катаракты, нистагма и оценить состояние сосудов глазного дна. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие.

В дошкольном возрасте наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий в детских садах, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более что установленная длительность занятий – 25 минут для старшей группы и
30 минут для подготовительной к школе группы – не соответствует
функциональному состоянию организма детей.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить вни-
мание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.
Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная
в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях.

Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте – читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома. Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа – в 6-7 лет.

Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности. Еще раз следует подчеркнуть,
что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха.

Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.
Через каждые двадцать минут работы первокласснику необходим десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен побегать, попрыгать, т.е. избавиться от нервного напряжения.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного света вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это
приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок
может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день.

Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время
до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сде-
лан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика
для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен на-
ходиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется
смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не
дает бликов на экране. Физическое воспитание ребенка должно включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и полноценные занятия на уроках
физкультуры.

З.МЕХАНИКОВА,
фельдшер-валеолог

Реклама

Архив публикаций



Полезные ссылки