Николай Филиппов из Чаус рассказал о том, как увлекся рисованием


Дата: 06.02.2018

Один из мудрецов сказал: в каждом из нас спит талант, однако не все его будят. Ну, а может быть, он сам должен в какой-то момент проснуться, открыв человеку глаза на его предназначение в жизни? Иначе как объяснить, что вдруг раздается этот «щелчок» – и у одних рождаются первые стихотворные строки, к другим приходят новаторские идеи, а кто-то берется за кисть и начинает рисовать?..


Так случилось когда-то и с Николаем Филипповым. Уроки рисования были для него вначале не более чем одним из школьных предметов. Но где-то в 6 классе «щелкнуло»… Стал посещать кружок изобразительного искусства в Доме пионеров, где ребята оттачивали азы живописи на пейзажах, незатейливых натюрмортах под руководством учителя Николая Иосифовича Василенко. А однажды Коля написал акварельными красками… образ Владимирской Богоматери. Конечно, тогда юному художнику еще были неведомы законы иконописи, но он очень старался. Эту свою работу затем подарил соседям. Почему еще в детстве появился интерес к религиозной тематике, Николаю Викторовичу и сейчас ответить сложно. Говорит: видимо, что-то «свыше». Но иконы он пишет до сих пор.


– После окончания школы я решил поступать в Бобруйское художественное профессионально-техническое училище, – рассказывает мой собеседник. – Однако не прошел по конкурсу. А на следующий год поехал в Ленинград. И стал учащимся реставрационного училища, где получил специальность маляра альфрейно живописных работ. Это такие декоративно-отделочные малярные работы для украшения внутренних и наружных поверхностей зданий и сооружений. Одним словом – роспись.

У Николая была перспектива остаться работать в Ленинграде, но сыновний долг оказался превыше: на то время его родители уже были пенсионерами, нуждались в помощи. Вот только реставрировать в небольшом райцентре было нечего, и парень устроился в «Сельхозтехнику»… слесарем. Нет, гайки крутить ему не пришлось. Просто не числилась в штатном расписании этой межхозяйственной организации должность художника, а в оформительских работах нужда была. Вот и рисовал Николай разную наглядную агитацию – почти 5 лет, пока ему не предложили руководить кружком изобразительного искусства в Доме пионеров. Так сказать, возвращение на круги своя. Потом, когда уже была своя семья, уезжали на родину жены. Правда, ненадолго. И снова возвращение, поводом для которого стала смерть мамы.

Где только ни довелось поработать Николаю Викторовичу: и кочегаром, и в строительной организации, и учил резьбе по дереву учащихся детской школы искусств. Сейчас, ближе к пенсии, там же трудится сторожем. Но все эти годы продолжал заниматься творчеством. У него много изделий из дерева, а также замечательных пейзажей, написанных как в технике акварели, так и маслом. В последнее время освоил технику акриловой живописи. Акриловые краски, делится художник, обладают свойствами акварели и масла, но сохнут значительно быстрее. В этой технике по благословению протоиерея Николая он выполняет заказы и для Чаусского Свято-Вознесенского храма.

За несколько последних лет Николаем Филипповым написаны иконы Святителя Николая, Ильи Пророка, Божьей Матери «Державная», образы евангелистов, размещенные на главных вратах иконостаса. А вскоре там же, на иконостасе, появится живописная икона Божьей Матери с Младенцем на руках взамен печатной копии. Именно над ней сейчас работает художник.
– При написании иконы, во-первых, очень важно сохранять спокойствие, – говорит он. – А во-вторых, помнить, что это строго канонированное искусство. Нужно сделать четкий список с первообраза, причем не просто хорошо перерисовать, но и вложить частичку души в эту работу. Ведь это не обычное изображение, а образ, которому люди будут молиться. Единственное, что свободно позволяется художнику – это оформление, цветовая насыщенность. Икона пишется в несколько слоев с промежуточной сушкой, и нужно знать, в какой последовательности их наносить. Большую роль играет и сама основа: как правильно ее приготовить, загрунтовать. Но это уже технические детали, а главное – терпение, душевный настрой и, конечно, вера.


Творческий ген в отношении детей Николая Викторовича и его жены Ирины Ивановны не сработал: дочь Виктория выучилась на экономиста, сын Илья, студент-второкурсник Белорусско-Российского университета – будущий «технарь». Но, наверное, так и должно быть: у каждого в этой жизни – своя дорога, свое предназначение…
Наталья КОЛЕСНИКОВА