Вторник, Ноябрь 21, 2017
Главная > Общество > Спасая семью, действовать совместно

Спасая семью, действовать совместно

Проблемами семейного неблагополучия занимаются многие службы, но всегда ли их действия согласованны и эффективны? Тема межведомственного взаимодействия в профилактической и реабилитационной работе с неблагополучными семьями района и детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, обсуждалась недавно в социально-педагогическом центре с участием представителей районной власти, отдела образования райисполкома, правоохранительных органов, райотдела по ЧС и социальной службы. Целью  мероприятия была выработка  единых подходов в данном вопросе.

Необходимость столь широкого обсуждения этой проблемы и поиска оптимальных вариантов ее решения аргументировал начальник отдела образования В.Н.Лебедев. На сегодняшний день в нашем районе признано находящимися в социально опасном положении 66 детей, что на треть больше, чем было в прошлом году. Плюс к тому у нас, с учетом детей, находящихся в школе-интернате, приемных и опекунских семьях, более 100 социальных сирот.

Недавнее обследование семей социального риска показало, что необходимо усилить профилактическую работу с родителями, и в первую очередь на местах, где службы лучше знают обстановку. Работать надо на упреждение, а не только по уже выявленным фактам. Причем, помимо комиссий, обследующих такие семьи в плановом режиме, необходимо иметь, так сказать, группу оперативного реагирования. Ведь бывают экстремальные ситуации, требующие немедленного разрешения.

Нужно создать такую атмосферу, чтобы неблагополучные семьи постоянно были в напряжении, зная, что, если не исправят ситуацию, обязательно последует наказание.

Об основных этапах и направлениях социальной работы в районе рассказала директор социально-педагогического центра В.С.Ахметова. Наиболее важной частью этой работы является профилактика. В учреждениях образования она ведется на хорошем уровне – через родительские собрания, тренинги по защите прав ребенка  и т.д. Учителей обучают новым методикам взаимодействия с семьей.

Но есть так называемая специфическая профилактика, направленная на раннее выявление семейного неблагополучия. Осуществляется она в несколько этапов: поступление информации в учреждения образования и СПЦ, ее регистрация и последующая проверка, первичное обследование семей с участием заинтересованных служб. Чтобы изучить реальную ситуацию в той или иной семье, делается оценка рисков. Если она средняя или высокая – обязательно проводится социальное расследование. При выявлении социально опасного положения разрабатываются и реализуются соответствующие мероприятия.

Казалось бы, система в работе есть. Но случаются «нестыковки». Например, в составе комиссии в обследовании вместе с работниками СПЦ участвует и представитель РОЧС, а через несколько дней им же письменно сообщает о выявленных фактах. Зачем эта бумажная переписка?

На что начальник инспекции Госпожнадзора В.А.Баринов, присутствовавший на «круглом столе», возразил: они действуют в рамках Закона «О профилактике правонарушений» и обязаны выносить такие представления. То есть на районном уровне этот вопрос не решить. Но можно разработать определенный алгоритм и устранить такую «переписку», если работник РОЧС будет  к тем же нарушителям правил пожарной безопасности применять административные меры после того, как с ними уже поработала, но не достигла положительного результата, социально-педагогическая служба.

Как отметил заместитель председателя райисполкома А.Н.Винкевич, при посещении семей составляются акты обследования, где указаны сроки устранения тех или иных нарушений (антисанитария, «пожарные» вопросы и др.). Вот и надо более тщательно отслеживать их выполнение. Не исправлена ситуация – есть штрафные санкции. Одними предупреждениями проблему не решить.

Для выявления семей социального риска надо использовать и такой источник, как информация по семьям, где есть несовершеннолетние дети, из «Жилкомхоза» – о должниках за жилищно-коммунальные услуги, РЭСа – за электроэнергию. Ведь это, как правило, первый «звонок» о каких-то проблемах в семье. Но пока должного взаимодействия в данном вопросе, например, с коммунальной службой, не достигнуто.

В.Н.Лебедев к вышесказанному добавил, что нельзя замыкаться в решении вопросов семейного неблагополучия исключительно на педагогической службе. С такими родителями должны работать на предприятиях и в организациях, где они трудятся, но зачастую  их руководители не идут на взаимодействие, остаются в стороне или вообще не знают, какой образ жизни ведут их работники. Заместитель директора СПЦ Т.В.Макарова отметила в подтверждение этих слов, что при трудоустройстве приезжих семей в сельхозпредприятиях порой не требуют никакой регистрации, не делают запросов по месту их прежней работы. Берут, как говорится, «кота в мешке», предоставляют ведомственное жилье. А потом оказывается: и работники никакие, и семья неблагополучная. Так хотя бы сообщали в СПЦ, чтобы можно было заранее выяснить по прежнему месту проживания, кто приехал к нам в район.

О проблемах взаимодействия в организации и проведении реабилитационной работы с семьей и ребенком, признанным находящимся в социально опасном положении, рассказала заместитель директора по воспитательной работе СШ№2 Л.В.Липская. Социальный педагог, учителя патронируют семьи социального риска, но зачастую на таких родителей они повлиять не могут, нет у них иных рычагов воздействия, кроме бесед и увещеваний. В то же время эти семьи посещают и сотрудники ИДН, и правоохранительные органы, представители сектора по охране детства, медики. Нужно объединить усилия и «бить» в одну точку. Приедет, например, такая рабочая группа в конкретную семью в соответствии с разработанным графиком, и сразу видно, кто с ней должен поработать: санитарная служба, милиция, психолог и т.д.

Еще один момент – педагогов школы не приглашают на заседания комиссий по содействию семье на предприятия и в организации. А хотелось бы посмотреть, как там реагируют на письма по тем или иным родителям учащихся.

А.Н.Винкевич отметил, что создавать еще одну комиссию нецелесообразно. Но можно расширить состав уже существующих. Например, есть комиссия, которая отслеживает выполнение Декрета №18 (об обязанных лицах). Ведь она, выезжая на территорию того или иного сельсовета, может одновременно посетить и семьи, где дети находятся в социально опасном положении.

Заместитель председателя КДН Н.И.Василькова отметила, что и посещение семьи одним специалистом может быть результативным, если использовать метод оценки безопасности. Например, пришел педагог школы в семью, осмотрелся и звонит по мобильному телефону в СПЦ, рассказывая, что видит: не отремонтированная печь, нетрезвые родители, грязь в доме. А уже в центре определяют, какую из служб туда необходимо направить. И никакой переписки не надо. Единственное – что не в каждой деревне живут учителя и работают школы, есть и транспортная проблема. А также определенный риск для  «одиночных» проверяющих, поскольку в таких семьях гостеприимностью не отличаются. Вот почему необходимы межведомственное взаимодействие и совместная работа.

В ходе обсуждения проблемы было предложено создать группу быстрого реагирования из представителей разных служб, определиться с выделением для нее транспорта. Проанализирована внеурочная занятость детей и подростков. Казалось бы, у нас достаточно кружков, спортивных секций, объединений по интересам, где задействован, по информации заведующего сектором воспитательной работы отдела образования Н.А.Ахметова, большой процент учащихся, однако в вечернее время  те же кружки не работают, и школьники предоставлены сами себе. Отсюда – и правонарушения. Заместитель директора  по воспитательной работе СШ №1 Т.В.Трифанкова высказала пожелание, чтобы более активно сотрудничали со школами в плане воздействия на неблагополучные семьи участковые инспекторы РОВД. Необходимо больше использовать возможности в этом плане пунктов общественной охраны правопорядка, созданных по территориальному принципу. В.А. Ахметова предложила, чтобы все службы, работающие с неблагополучными семьями, предоставили в социально-педагогический центр перечень своих функций в данной сфере для более конкретного планирования работы. Такие перечни, утвержденные комиссией по делам несовершеннолетних, будут являться документом, обязательным для исполнения каждой службой.

Был также рассмотрен проект Положения «О порядке выявления несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, проведения социального расследования и реабилитационной работы с семьями в Чаусском районе», пересмотренный в связи с изменениями нормативно-правовых документов, методических рекомендаций по данному вопросу.

По итогам работы «круглого стола» была выработана резолюция, где учтены все высказанные его участниками замечания и предложения по межведомственному взаимодействию. Теперь от слов нужно переходить к делу, реализуя это на практике.

Н.КОЛЕСНИКОВА.

НА СНИМКЕ: во время «круглого стола», посвященного проблемам неблагополучных семей.

Президент Беларуси поддержал назначение выборов в местные Советы депутатов на 18 февраля 2018 года.

Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня во время рабочей встречи с председателем Центризбиркома Лидией Ермошиной поддержал предложение назначить выборы в местные Советы ...

Погода в Чаусах




Архив публикаций



Полезные ссылки