Вторник, Сентябрь 19, 2017
Главная > Официально > НАБЛЮДАТЕЛИ НА ВЫБОРАХ

НАБЛЮДАТЕЛИ НА ВЫБОРАХ

АКТОМ универсального характера, формирующим этическую составляющую наблюдения за выборами, является утвержденный 27 октября 2005 г. Декларацией принципов международного наблюдения за выборами ООН «Кодекс поведения международных наблюдателей за выборами».

В числе базовых принципов наблюдения за выборами Кодекс определяет принципы:  уважение законов страны и полномочий избирательных органов;  неизменное поддержание строгой политической беспристрастности, невоспрепятствование процессу выборов; обеспечение точности наблюдения и профессионализма при вынесении заключений; воздержание от высказывания замечаний для общественности или средств массовой информации до опубликования заявления миссии; обеспечение надлежащего личного поведения.

Причём в Кодексе особо оговаривается, что «Наблюдатели обязаны уважать законы принимающей страны и полномочия органов, на которые возложена ответственность за руководство процессом выборов».

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1999г. разработаны Руководство по наблюдению за выборами и Кодекс поведения наблюдателей ОБСЕ.

Эти документы, в частности,  определяют:

наблюдатели должны сохранять строгую непредвзятость в исполнении своих обязанностей, и ни в коем случае не должны выражать предубеждения или предпочтения по отношению к властям, партиям, кандидатам, или по отношению к каким-либо вопросам, возникающим в процессе выборов;

наблюдатели должны исполнять свои обязанности в ненавязчивой манере, и не должны вмешиваться в избирательный процесс, в процедуры в день выборов или в подсчет голосов;

наблюдатели должны иметь при себе удостоверение, выданное правительством или избирательной комиссией, и, по требованию, должны представлять себя всем заинтересованным властям;

наблюдатели должны основывать все свои заключения на хорошо документированных, действительных и поддающихся проверке фактах.

В равной степени требования «Кодекса поведения международных наблюдателей за выборами» относятся и к наблюдателям от структур  гражданского общества  той страны, где проводятся выборы.

В Республике Беларусь действует Постановление Центризбиркома  «Об утверждении Положения о порядке направления наблюдателей при подготовке и проведении выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва».

В соответствии со статьями 13 и 155 Избирательного кодекса Республики Беларусь осуществлять наблюдение за подготовкой и проведением выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь  вправе депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, доверенные лица кандидатов в депутаты Палаты представителей, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов и граждан.

Политические партии, другие республиканские общественные объединения могут направлять наблюдателей  на заседания Центризбиркома, а также на заседания окружных и участковых избирательных комиссий, на участки для голосования, расположенные на территории всей Республики Беларусь.

Областные организационные структуры политических партий, других общественных объединений – на заседания окружных и участковых избирательных комиссий, на участки для голосования, расположенные на территории области;

Районные, городские (в городах областного подчинения) организационные структуры политических партий, других общественных объединений – на заседания окружных и участковых избирательных комиссий, на участки для голосования, расположенные, соответственно, на территории района, города.

Первичные организации политических партий, других общественных объединений – на заседания участковой избирательной комиссии, на участок для голосования, на территории которого находится первичная организация.

О направлении наблюдателя составляется протокол заседания руководящего органа политической партии, другого общественного объединения или их организационных структур, собрания первичной организации.

Трудовой коллектив предприятия, организации направляет наблюдателей на заседания окружной и участковых избирательных комиссий, на участки для голосования в пределах территории соответствующего избирательного округа. В таком же порядке направляют наблюдателей коллективы структурных подразделений предприятия, организации.

О направлении наблюдателя составляется протокол собрания (конференции) трудового коллектива, собрания коллектива структурного подразделения.

Заявление о направлении наблюдателя от группы избирателей на заседания окружной, участковой избирательной комиссии, на участок для голосования должно быть подписано не менее чем 10 избирателями, проживающими соответственно на территории избирательного округа, участка для голосования.

Наблюдатель аккредитуется при соответствующей избирательной комиссии в день представления документа о направлении наблюдателем путем внесения записи в журнал аккредитации наблюдателей.

Наблюдатель, направленный на заседания участковой избирательной комиссии, вправе также осуществлять наблюдение на соответствующем участке для голосования.

Срок полномочий наблюдателя в окружной и участковой избирательной комиссии, на участке для голосования начинается со дня его аккредитации при соответствующей комиссии.

Полномочия наблюдателя в участковой избирательной комиссии и на участке для голосования прекращаются после подведения результатов голосования на участке, а в окружной избирательной комиссии – после установления результатов выборов по избирательному округу.

(По материалам сайта Центризбиркома РБ).

 




Президент Беларуси 20 сентября примет участие в совместном стратегическом учении вооруженных сил Беларуси и России «Запад-2017»

Планируется, что глава государства будет наблюдать за одним из главных эпизодов проходящего учения на 227-м общевойсковом полигоне (Борисовский). Кроме Президента на полигоне ожида

Архив публикаций



Полезные ссылки