Главная > Культура > Душа, сила и глубина

Душа, сила и глубина

«Меня иногда называли последним «свирщиком», то есть человеком, играющим на старинной свирели. Но благодаря ребятам, их интересу к фольклору, к народным традициям, музыке и песням, у нас есть надежда сохранить то, что когда-то создавали наши предки.
Культура – понятие духовное, значит она сильнее времени, которое уничтожает все материальное. В наших силах сберечь творчество, в которое вносило что-то свое каждое поколение наших пращуров на протяжении многих веков. Нельзя прерывать эту нить, которая связывает народ, иначе мы утратим свою основу. Только к пониманию и осознанию этого надо прийти».IMG_2771

Мой собеседник Владимир Платонов – человек, увлеченный аутентичной народной культурой. Он приехал в Чаусский район вместе с коллективом ребят, учащихся отделения фольклора детской школы искусств города Десногорска Смоленской области. Маленькие артисты с удовольствием играют на музыкальных инструментах, сделанных по образцу старинных, исполняют песни, которые когда-то пели их прапрабабушки во время народных гуляний и праздников, носят костюмы, сделанные для них под заказ в мастерской по фотографиям этнографов, изучавших Смоленщину в конце ХІХ – начале ХХ века. Всем зрителям, видевшим выступление ребят на фестивале-празднике «Зялёныя святкі», их программа очень понравилась. А еще многие отметили, что смоленский говор поразительно схож с белорусским языком.

– В этом нет ничего удивительно, – улыбается Владимир, – наши земли граничат, население их раньше входило в состав одного государства и в традициях тоже много общего. Я понимаю белорусский язык без переводчика, а у вас русский – один из государственных языков. Мы с вами, белорусами, очень близки, и возрождать народную культуру должны вместе.

На вопрос, откуда такая тяга к фольклору, Владимир вспоминает своих предков по отцовской и материнской линиям. Среди них немало было музыкантов с хорошими голосами. По рассказам бабушки, он, будучи совсем маленьким, всег-да заворожённо слушал народные песни, когда проходили праздники в деревне. Но, повзрослев, Владимир выбрал отнюдь не творческую профессию. Получив техническое образование, стал инженером, работал на Десногорской АЭС.IMG_2773

Он считает, что настоящий переворот в его сознании произошел более 10 лет назад, после знакомства с дедом Егором из деревни Хицовка, который был мастером игры на «двойчатке». Так называют особую смоленскую двойную свирель. Владимир снял размеры, вы-спросил секреты изготовления этого необычно красиво звучащего инструмента, сам сделал для себя и научился играть. Освоил также игру на просвирели «канюке», гудке (это вертикальная скрипа), крыловидных десятиструнных гуслях, рожке и даже на обожженной косе. С гордостью показывает Владимир сделанную белорусским мастером Дзянисом Сухим трехгуковую дуду. Для ее изготовления использована особым способом обработанная козья кожа и ясень. Инструмент очень похож на волынку.

Увлечение народной музыкой повлекло за собой желание больше узнать о традициях, обрядах. Владимир изучил много трудов по этнографии, ездил в архивы и музеи Санкт-Петербурга, Москвы. Искал аутентичные тексты народных песен, присказок, обрядов, которые были собраны учеными-этнографами, читал о знаменитых мастерах, создававших народные инструменты. Его удивило и восхитило, что многие из них были простыми крестьянами, но знали такие тонкости и так чувствовали музыку, что их инструменты – настоящие шедевры. Например, далеко за пределами Смоленщины знали о местных скрипках и музыканты приезжали со всех концов Российской империи, чтобы их купить.

Но особенно дорога Владимиру именно «двойчатка». Он рассказал, что раньше на свадьбы приглашали именно свирщика, так как считалось, что тогда жизнь молодых будет счастливой. О том, что этот инструмент воспевает любовь, говорит и то, что он парный, и название его составных частей. Меньшая свирель называется «дзеўка», а большая – «малец». И только вместе они звучат в гармонии и создают уникальное созвучие, как одна душа.IMG_2778

Как музыканта, играющего на таком редком инструменте, Владимира Платонова приглашают на разные музыкальные фестивали, в том числе и за границу. Однажды на фесте культур ганзейских городов в Германии произошла поразительная встреча. Владимира попросили пройти с двойчаткой по улицам города Герфорд. Многие жители останавливались, услышав необычные звуки. А одна пожилая женщина подошла к нему и спросила: «Сынок, ты не со Смоленщины? Двойчатка у тебя больно хороша». Получив утвердительный ответ, расплакалась. Оказалось, что она – дочь знаменитого мастера Черняховского, который до войны изготавливал смолен-ские свирели. Маленькой девочкой была угнана в Германию, где и прожила все это время и даже не надеялась услышать музыку из своего детства.

Возрождение аутентичных традиций стало важным делом в жизни Владимира. Он три года преподает в отделении фольклора детской школы искусств им. М.И. Глинки Десногорска, совмещая музыку с работой на АЭС. Сейчас у него обучается двадцать ребят разного возраста. Они с желанием приходят на занятия, каждый день узнавая что-то новое, многие уже играют на нескольких инструментах. Увлечение отца передалось и его дочерям: Алине, Елизавете и Стефании. Правда, Стеша еще маленькая (ей пять лет), но голос у нее сильный, так что будет в творческом коллективе скоро еще одна солистка.

– Я против осовременивания фольклора, надо беречь чистоту традиций, обращаться к корням, в них душа, сила и глубина, – считает Владимир.

Архив публикаций



Полезные ссылки