Мероприятие “День инноваций” проводилось 20 апреля в средней школе №1 города Чаусы


Дата: 26.04.2017

Как повысить интерес ребят к учебе, а уроки сделать насыщенными и познавательными? Чем увлечь на занятиях учеников, избалованных разнообразием информации из Интернет-пространства? Какие приемы надо применить для того, чтобы изучение сложных  тем  сделать живым и динамичным? Как пробудить активность ребят, чтобы они из пассивных слушателей стали активными участниками процесса обучения? На все эти вопросы ответ один – с помощью инноваций, то есть изменений, направленных на повышение качества образования.

Именно о том, какие педагогические новинки можно и нужно внедрять в практику, шла речь на мероприятии, которое 20 апреля проводилось в средней школе №1 города Чаусы, а называлось оно «День инноваций».

Это была своего рода тематическая площадка, во время работы которой педагоги этого учреждения образования, а также из СШ №2  делились опытом работы по республиканским инновационным проектам с коллегами из Могилева, Мстиславского района и школ нашего региона.
Открыла «День инноваций» заведующий районным учебно-методическим кабинетом Марта Бычкова. Она подчеркнула, что использование инноваций делает обучение более эффективным, а также повышает мотивацию детей к изучению предметов, по которым идет работа в проектах.
Директор СШ №1 Любовь Воронцова отметила, что в учреждении образования есть группа творчески работающих учителей, которые используют новые методы в проведении уроков, помогают ученикам сформировать навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы по предмету.

Заместитель директора по учебной работе Татьяна Погодитская  информировала присутствующих о том, что в учреждении образования с 2015 года реализуется проект «Внедрение модели устно-исторических исследований родного края как средства формирования социально-гражданских компетенций».
В числе педагогов, участников проекта – учителя истории Мария Дударева и Ирина Шундалова, филологи Татьяна Фомина, Светлана Алисова, Ирина Мамекина, Светлана Балахонова. 128 учащихся школы и  их родители  вовлечены в работу по проекту. Как рассказала Татьяна Александровна, вначале, еще в 2015 году  был определен для изучения именно советский период истории. Затем педагоги и учащиеся выбрали темы своих исследований или мини-проектов: «Афганистан в судьбах жителей Чаусского района», «Дети войны»,  «Жители Чаусского района – ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС», «Педагоги прошлого и настоящего», «Разам па жыцці з песняй» и другие. Затем участники проекта приступили к поиску живых свидетелей значимых исторических событий прошлого родного края.

Учащимися совместно с педагогами были  подготовлены вопросы и проведены интервью с видеозаписью рассказов респондентов, осуществлен анализ собранных материалов. Устно-исторические исследования используются педагогами при проведении учебных занятий, классных и информационных часов, внеклассных воспитательных мероприятий, некоторые легли в основу научно-исследовательских работ учащихся. В Google-пространстве для накопленных материалов зарезервировано место и участниками проекта создан мини-сайт, они также вступили в Международную ассоциацию iEARN, которая объединяет свыше  30 тысяч школ более 130 государств мира. Таким образом, у учителей и школьников появилась возможность сотрудничать в реализации проектов с представителями других стран, чем они и воспользовались с помощью учителей английского языка.

Для  достижения оптимальных результатов в работе над проектом  педагогом-психологом СШ№1 Валентиной Денисенко обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение деятельности реализующих инновационный проект педагогов, о котором она рассказала  участникам «Дня инноваций».
По мнению учителя белорусского языка и литературы Татьяны Фоминой, учащиеся, благодаря инновационному проекту, получают возможность общаться с людьми, участвовавшими в событиях, которые они изучают по учебникам, и картина их восприятия становится более полной, а навыки самостоятельной работы помогают в учебе.

Метод «устной истории» использовала и Кристина Козлова, ученица 7 «В» класса. Она  проводила интервью с людьми, лично знавшими известного советского писателя Константина Симонова, в биографии которого есть страницы, связанные с нашим городом.
О деятельности участников другого проекта, который называется «Внедрение модели организации обучения как учебного исследования учащихся (предметы естественнонаучного цикла)», рассказала заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №2 г.Чаусы» Оксана Забегаева. Она отметила, что за три года реализации в проекте приняли участие 7 педагогов и более двухсот учащихся. В его рамках проводились учебные и факультативные занятия, а также исследовательская деятельность по физике, биологии и химии. Среди наиболее значимых результатов, по мнению Оксаны Николаевны, выработка у учащихся устойчивых навыков самостоятельной творческой работы, исследовательской деятельности, повышение познавательной мотивации и активности ребят. Работа над проектом также способствовала повышению профессионального уровня и углублению самообразования педагогов. Участники образовательного процесса положительно относятся к инновациям и удовлетворены ходом реализации проекта.
После завершения теоретической части мероприятия мастер-классы провели учитель истории СШ №1 Ирина Шундалова и учитель физики СШ №2 Ольга Серегина. Таким образом, участники «Дня инноваций», разделившись на две группы, смогли на практике поучаствовать в  работе над проектами. А затем их вниманию была представлена литературно-музыкальная композиция «Живая память», подготовленная педагогами и учащимися школы. Она была посвящена войне в Афганистане и аварии на Чернобыльской АЭС. Особую достоверность и убедительность всему происходящему на сцене придавали включенные в программу  фрагменты интервью участников тех событий Александра Улазовского, Игоря Ильющенко, Валентины Бычковой, Валерия Гавриша. А то, что «Живая память» прошла на высоком эмоциональном подъеме участников композиции и зрителей, среди которых большинство составляли учащиеся школы, говорит в пользу того, что история «из первых уст» всегда найдет отклик в сердцах и душах людей разных поколений.
Наталья ШКРЕДОВА