Надежда Ярмак из Чаус о секретах гончарства


Дата: 25.10.2016

Вращение гончарного круга завораживает. Наблюдая, как под умелыми руками мастера из бесформенного комка влажной глины появляются изделия идеальной формы, невольно удивляешься, настолько простым кажется процесс создания посуды.

Но если самому занять место гончара и попробовать создать что-нибудь подобное, приходит понимание, что ремесло – это искусство. Вряд ли у непосвященного во все тонкости работы человека получится что-то стоящее. За внешней легкостью скрываются годы овладения азами  ремесла и кропотливого труда. Если сложить воедино все время, которое проводит мастер-гончар за работой, – не одно десятилетие получится.

Правда, у нашей собеседницы Надежды Ярмак стаж в гончарстве еще совсем недолгий, она еще только мечтает стать мастером и старательно прислушивается к советам и замечаниям тех людей, для которых эта работа стала не только увлечением, но и профессией, с которой связана вся жизнь.

– Сейчас в магазинах много разных изделий из фарфора,  стеклокерамики. Они, безусловно, красивые, но глиняная посуда, изготовленная вручную, несет положительную энергетику, наполняет дом теплом, – считает Надежда. – Продукты в ней надолго сохраняют свежесть, и приготовленные в горшочках блюда гораздо вкуснее, а комнатные цветы в глиняных вазонах быстрее приживаются и долго не требуют пересадки. Недаром же наши предки предпочитали в быту  именно керамические изделия, а мастера-гончары были уважаемыми людьми в любом селении. Сейчас ремесленников этого направления осталось мало и тем ценнее их знания и навыки: ведь надо сохранить старинные традиции и секреты для того, чтобы молодежь знала, как жили и трудились предки. Какими искусными мастерами были их деды и прадеды.

Сама Надежда не планировала изучать гончарное ремесло, но так сложилось, что после окончания школы, когда встал вопрос о дальнейшей учебе, она решила поступать в Бобруйский колледж художественных ремесел. Там учащихся знакомили с традиционным народным творчеством и ремеслами, правда, изучение их было больше теоретическим. На практике трудно было всем стать ткачами, резчиками по дереву, бондарями, освоить плетение из лозы. Но вот работать на гончарном круге девушке очень нравилось. По её словам, эта работа сродни искусству скульптора. Всё зависит от творческого замысла мастера. Захочет – под его руками  простой кувшин появится, а есть вдохновение – создаст чудесную вазу.

С 2005 года Надежда работает учителем в Чаусской детской школе изобразительных искусств и художественных ремесел, заочно отучилась в Витебском университете на художественно-графическом факультете. Под ее руководством ребята осваивают лепку и основы работы с керамикой. В этом году она преподает в четырех группах. Если ребенок начинает заниматься с 6-7 лет, курс обучения составляет семь лет, когда же ученики приступают к изучению предмета с 9 -10 лет – он посещает ДШИИ и ХР пять лет. За это время виден прогресс ребят, и учитель помогает им добиваться успехов в творчестве. Об этом говорят многочисленные дипломы, заработанные учениками Надежды в различных конкурсах, выставках и фестивалях.

– Ребята к нам приходят разные, одни усидчивые, старательные, а другие стремятся все сделать быстро, в ущерб качеству работы. Вот и стараюсь находить индивидуальный подход, – рассказывает Надежда. – С кем-то рядом стою во время творческого процесса, а некоторые ребята настолько интересно подходят к созданию работ, что лучше им предоставить возможность проявить самостоятельность; не хочу вспугнуть авторскую задумку. Затем, когда произведение готово, мы все вместе обсуждаем результат, отмечаем удачные штрихи, но и о недостатках не забываем, чтобы в следующих работах не всплыли те же ошибки.

Мы осваиваем технику жгута, пласта, конструирование и декорирование. Если в начале занятий ребята вылепливают фигурку из цельного куска глины, то со временем они создают произведения, состоящие из множества деталей, и даже целые композиции из керамики. По нескольку лет занимаются Соня Гусакова, Аня Иванова, радует преподавателя и «новичок» Ксюша Сапетова. Родители могут видеть результаты труда их детей, так как после обжига все изделия авторы забирают.

В сторону работы с керамикой молодого педагога подтолкнул директор ДШИИ и ХР Александр Дубицкий, который видел заинтересованность и старательность Надежды и направлял ее на тематические курсы, семинары, мастер-классы опытных гончаров. Для работы был приобретен гончарный круг, но настолько громоздкий, что работать на нем было сложно, да и муфельные печи для обжига не позволяли создавать изделия большого размера. Поэтому в работах преобладала мелкая пластика. Но стараниями Александра Владимировича удалось приобрести компактный гончарный круг и хорошую печь.

Большую роль в гончарстве играет качество сырья. Работники школы привозят глину из микрорайона «Кирпичный завод». Это место еще в начале ХХ века называли «глинище», отсюда брали сырье и местные гончары. Она необычного цвета – серого, зато после обжига изделия становятся ярко-оранжевыми. Добытую глину вымачивают в ёмкостях с водой, просеивают через мелкое сито, чтобы избавиться от мусора и примесей, затем повторно помещают в воду, только после того, как тяжелые частицы осядут на дно, ее можно использовать ребятам на занятиях.

Для создания авторских работ на выставки или конкурсы глина закупается в ЗАО «Титовка» под Бобруйском. Она более пластичная и податливая. В основном изготавливаются предметы быта и элементы декора. Во время ярмарок-продаж многие приобретают глиняные горшочки и бочонки, тарелки и кружки, а также декоративные мини-лапти, статуэтки, панно; детям нравятся свистульки и анималистические магнитики, для сувенира на память подойдут изделия с символикой нашего города или украшения-обереги в стиле наших предков – радимичей.

Большое впечатление на Надежду во время многочисленных фестивалей произвели встречи с мастерами, у которых секреты ремесла передаются из поколения в поколение. Некоторые из них люди закрытые, не хотят делиться знаниями и умениями, но за своей работой наблюдать разрешают. А, например, Юрий Иванович Бовда – мастер из Бобруйска – ценит стремление людей «гончарить». Он и подскажет, какие недочеты есть в изделиях, и покажет, как лучше сделать ту или иную работу.. Даже свой авторский гончарный круг, собранный собственными руками,  работающий по принципу велосипеда, предоставит в твое распоряжение. С таким человеком  и опыт приобретешь, и радость от общения получишь.

– Мне до таких мастеров еще далеко, но я упорная и буду работать. Главное, что это ремесло мне по душе и приносит радость людям.

Наталья ШКРЕДОВА