Сергей Танюкевич из Чаус рассказывает о любви к музыке


Дата: 26.08.2016

Семилетнего Сережу, когда он бывал в доме у соседа, как магнитом, тянуло к шкафу: там, наверху, лежала гитара. Мальчишка всегда пытался дотронуться до нее,  «побренчать» на струнах. И в конце концов тот сделал ему «королевский подарок», вручив заветный инструмент со словами: «Давай, учись играть». 

Однако гитару ждала незавидная участь: однажды летом Сережа с друзьями на речке решили проверить, как она держится на воде. И унесло течением шестиструнный кораблик… Но все же его детская мечта  сбылась: позже он в совершенстве овладел игрой на гитаре, и сейчас учит этому других. А еще – сочиняет стихи и музыку к ним, не только радуя своими песнями земляков, но и выступая на областной, республиканской сцене. Мой собеседник – учитель по классу гитары детской школы искусств Сергей Танюкевич, который этим летом занял второе место на республиканском фестивале-конкурсе авторской (бардовской) песни «Цветы Великой Победы», что состоялся накануне Дня Независимости в Минске.

– Сергей, кто все-таки научил тебя играть на гитаре?
– Вообще-то я самоучка. Всерьез увлекся этим делом лет с 10: что-то старшие ребята подсказывали, какие-то аккорды учил сам, читал специальную литературу. Поначалу пользовался чужими инструментами, а позже отец, заметив такой интерес к музыке, купил мне гитару. Но, конечно, музыкальной грамоты не хватало. И только когда был уже десятиклассником, появилась возможность пополнить свои знания в нашей школе искусств. С преподавателем Анатолием Михайловичем Остафийчуком работал, можно сказать, в ускоренном ритме, освоив практически за год пятилетнюю учебную программу.

– А первую песню когда написал, и сколько их уже в твоей «копилке»?
– Точно не помню, лет в 14-15. Такой возраст, когда чувств, эмоций – через край, и нужно их как-то высказать. Песня, по-моему, была про любовь – в детском ее понимании. Но тогда ведь все это казалось серьезным… А позже, когда учился в Могилевском культпросветучилище, появились песни и философского содержания – о дружбе, о снах. Всего у меня где-то 13-15 собственных песен, но некоторые уже забылись, конечно. Самая последняя называется «Ворон». Она, кстати, аранжирована и звучала в радиоэфире («Наше радио»).

– Часто ли участвуешь в песенных конкурсах и насколько успешно?
– Вначале, разумеется, была школьная сцена. А позже приходилось выступать на  районной, областной. Не скажу, что очень часто, но рад любой такой возможности. Были и успехи, и разочарования. Как-то проходил кастинг на участие в республиканском фестивале «Славянский базар». Прошел областной отборочный тур, пригласили в Минск. Мое выступление получило у жюри хорошую оценку, шансы поехать на фестиваль были велики, однако у председателя жюри оказалась иная точка зрения, и поехал в Витебск тот, кто даже не участвовал в отборочном туре (как сказали, по болезни). После этого у меня пропал интерес к конкурсам, и надолго. Но с гитарой, конечно, не расставался, и песни сочинял. А на фестиваль-конкурс «Цветы Великой Победы» мне предложила поехать директор школы искусств Людмила Викторовна Остафийчук, и руководство отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи поддержало эту идею. Отправили заявку. На аналогичном областном фестивале-конкурсе, что проходил в Бобруйске, занял первое место, на республиканском в номинации «исполнитель» – второе. В общем-то, результатом доволен. Но если честно, настроен был на победу. Наверно, так и должно быть – всегда нужно желать большего… Я там выступал не с авторской песней, потому что на военную тематику, как требовалось по условиям конкурса, никогда не писал. Но теперь, наверно, попробую.

– Сергей, а что для тебя музыка?
– Она мне дает душевное спокойствие. Играю, пою – и отдыхаю душой. Если я дома взял в руки гитару, мои близкие знают: чем-то расстроен. И стараются меня не беспокоить.

– Как увлечение переросло в профессию? Другие варианты не рассматривались?
– Мои родители очень хотели, чтобы я поступил в какой-нибудь технический вуз. Но мне никогда не нравились точные науки. А насчет культпросветучилища (теперь это Могилевский государственный колледж искусств) подсказала классный руководитель: мол, способности у тебя есть, это твое. В общем-то, она оказалась права, о своем выборе я не жалею. Окончил отделение «народное творчество», специализация – инструментальная музыка. Теперь учу детей игре на гитаре. Кстати, среди нынешних учеников немало способных: Лена Аникеева, Никита Плешков, Станислав Дроздовский, Варя Волкова… Кроме того, являюсь дирижером народного оркестра народных инструментов при школе искусств. А еще я по образованию методист-организатор культурно-досуговой деятельности.
Правда, в моей  работе по специальности был длительный перерыв – так сложились жизненные обстоятельства. Но год назад вернулся в школу – так сказать, в родные пенаты. И не жалею. Мне нравится работать с детьми.

– Сергей, а чем ты еще увлекаешься, кроме музыки?
– Люблю строить. Умею и плотничать, и класть кирпич, и многое другое. Научил меня этому отец. Вот сейчас, например, строю для своей семьи небольшой дачный домик в деревне. А было время, когда увлекся юриспруденцией, даже поступил в юридический вуз на заочное отделение. Но меня хватило только на один год, и на этом юридическая карьера закончилась. Наверно, у каждого в этой жизни – свое предназначение. Мое, видимо, за-ключается в том, чтобы учить детей музыке. И я стараюсь делать это хорошо.
Беседовала Наталья КОЛЕСНИКОВА