Уроженец Чаус Владимир Андреенков – известный живописец


Дата: 15.07.2016

«Всю свою сознательную творческую жизнь я руководствовался принципом: никого не убеждать в достоинствах своего творчества. Если мои работы что-то стоят, то люди поймут это, рано или поздно. А если в них нет ничего интересного – значит, такова моя судьба»…

Эти слова принадлежат уроженцу Чаус Владимиру Андреенкову – известному живописцу, скульптору и графику, работающему в стиле геометрической абстракции. Впервые я узнала о нем из интервью со Светланой Строгиной, заместителем директора по научной работе Могилевского художественного музея имени Павла Масленикова, которое было опубликовано в одной из областных газет.  И этой небольшой информации, где дана высокая оценка творчеству Владимира Емельяновича, было достаточно, чтобы заняться поиском более подробных сведений о нашем земляке – тем более, что раньше такую фамилию среди известных выходцев из нашего района встречать не приходилось. А значит, и наши читатели наверняка мало что знают о нем. Что ж, восполним этот «пробел»…

Он родился в Чаусах в 1930 году. Отец Владимира был опытным специалистом-аграрником (и из-за его назначений на различные ответственные посты семья часто меняла место жительства), мать преподавала в начальных классах. Когда мальчику было 6 лет, а его старшему брату Роману 11, семья переехала в Речицу. Уже в таком возрасте он начал рисовать, и первой работой был портрет Буденного (уж очень понравились Володе его огромные усы). Спустя какое-то время Андреенковы перебрались на жительство в Горки, где парнишка пошел в школу. А  через два года – очередной переезд: в Шклов, куда отца назначили на должность председателя горисполкома. Закончился учебный год, наступили долгожданные каникулы. Но это был 1941-й…  Андреенков-старший отвез семью в Мстиславль, но вскоре фашисты уже были и там. И тогда вместе с другими беженцами мать с детьми уехала в Брянск, а оттуда – дальше, на восток. Изматывающее многонедельное путешествие по железной дороге закончилось в Башкирии. Так они оказались в казачьей станице Береговка. Но когда ближе к осени выяснилось, что там не предусмотрена школа для старше-классников, пришлось перебраться в расположенное неподалеку село Воскресенское. И этот переезд стал для Володи, можно сказать, судьбоносным, поскольку именно туда была эвакуирована лучшая в стране Московская средняя художественная школа.

Однажды, прогуливаясь по окрестностям, мальчик увидел молодого человека с мольбертом, который рисовал пейзаж. Подошел. Художник заметил его: «Сам-то рисуешь?» Володя кивнул. «Тогда сделай побольше эскизов и приходи к нам в школу, посмотрим…» Мальчишка рисовал почти две недели, и с кипой графических и акварельных работ пришел в художественную школу. Так его приняли в подготовительный класс, и начался путь к заветной детской мечте. А Юрий Виноградов, с которым он тогда повстречался, стал для него учителем и настоящим другом.
Но весной 1943 года их ждало расставание: школа возвращалась в Москву. А  семья Андреенковых еще год оставалась в Башкирии, каждый день прослушивая фронтовые сводки из родных мест. И как только узнали, что часть Белоруссии освобождена от фашистов, сразу же собрались в дорогу. (Кстати, отец Владимира в то время был одним из организаторов подполья: руководил созданием партизанских отрядов в Быховском районе). Началась мирная жизнь на освобожденной территории. Но Володю не покидало желание вернуться в художественную школу. Родители, видя способности сына к живописи, не стали противиться. И вскоре он уже был в Москве.

Окончив школу, Владимир решил продолжить учебу, успешно сдал экзамены в Художественный институт имени Сурикова и был зачислен, но только не на отделение живописи, а на графическое, сама специфика которого допускала некую условность изображения. В это время он также увлекся гравюрой по дереву, литографией, афортом, много времени уделял акварели. Институт закончил в 1958 году, и почти сразу же принял участие в двух этапных для его поколения художников выставках: 4-й Московской молодежной и во Всесоюзной художественной выставке «40 лет ВЛКСМ» в Московском манеже.

Непростым было начало самостоятельной творческой жизни Владимира. Осознавая бедность и однобокость полученных знаний, он пытался найти свой особый, совершенно новый подход к созданию художественной формы. С одной стороны, он ценил классическое художественное образование, но, с другой, хорошо понимал, что невозможно двигаться дальше, не изучив известных цивилизованному миру возможностей. И уже в 1959 году начал поиск «своих» средств изображения. Вскоре появились результаты его первых опытов «трансформации». Он все дальше уходит от реалистичности изображения к полной его условности. Еще одной особенностью его творческого метода стал ограниченный цветовой строй: чем меньше цветов – тем энергичнее, на его взгляд, они работают.

В 1962 году Владимир Андреенков был принят в Московский союз художников. Чтобы обеспечить свою семью (на то время он уже был женат во второй раз), работал в различных издательствах иллюстратором. В начале 70-х  ощутил потребность уйти от изобразительности, которая, как ему казалось, присутствовала в его «трансформациях». Целью художника стало пространство: его построение и зависимость от линии и знака. В дальнейшем это прослеживалось во всех его работах.

В середине 70-х Владимир Андреенков был избран заместителем председателя графической секции Союза художников СССР, где он проработал до пенсии. С выходом на заслуженный отдых у него появилось время, чтобы вернуться к старым эскизам. С конца 80-х годов художник становится особенно востребованным, активно участвует во многих выставках в России (его работы есть и в составе основной экспозиции Третьяковской галереи) и за рубежом. В частности – в Италии.

…Зрители и критики отмечают музыкальность работ художника: об этом говорят и сочетания контрастных цветов, и ясность пропорций, и резкость границ между цветами. Да и в названиях его работ проскальзывают музыкальные темы: «Созвучия», «Вариации», «Трио», «Ритмы»… Андреенков, как утверждают его коллеги по творчеству, смог увидеть невидимое – движение души. В его «геометрических работах» есть и пластика, и ритм, и мягкость, и жесткость. Большинство работ Владимира Емельяновича принадлежат эстетике конструктивизма, причем он одинаково успешно работает и в живописи, и в графике, и в скульптуре. Так организовать визуальное пространство, как он, сделать ярким, но не нарочитым, не утрировать цвет, а, наоборот, суметь очистить – под силу только большому мастеру.

Сегодня Владимиру Андреенкову уже 86 лет, но он по-прежнему  занят творчеством. «Длительная жизнь на земле, в этом суетном мире, – говорит художник, – дает понять, что все в нем бесцельно и несущественно, кроме искусства, способного вознести человека над суетой. Я уже слышу ту музыку, которая должна прозвучать в новых работах, если судьба даст мне возможность их сделать…»