Виктор Славников из Чаус считает, что информатика – это легко


Дата: 29.07.2011

Как вы считаете, что вдохновляет на творчество: стремление к совершенству, профессиональные амбиции, потребность в самовыражении или все это, вместе взятое? А может просто появление некой творческой идеи и желание ее реализовать? Наверняка в случае с В.В.Славниковым, который преподает в СОШ №2 информатику, было именно так.

И первой его идеей, воплощенной в жизнь, стало создание электронного пособия к учебнику «Учись рассуждать», предназначенного для развития у учащихся начальных классов, где данный предмет изучается в формате факультатива, логики и мышления. Проект участвовал в 4-м республиканском конкурсе «Компьютер. Интернет. Образование-2009», был отмечен похвальным отзывом и занесен в отраслевой фонд программных средств.

Первый успех стал стимулом для дальнейшей творческой работы, и в этом году, приняв участие в таком же конкурсе, Виктор Васильевич стал победителем. Мы встретились с ним, чтобы узнать подробнее об очередном проекте и его практическом предназначении.

– Расскажите, пожалуйста, об условиях конкурса, много ли было претендентов на победу и по каким критериям оценивались работы?

– Конкурс проходил в три этапа: сначала нужно было зарегистрироваться и подать заявку, затем – выслать презентации своих проектов, из которых жюри отбирало лучшие для участия в финальном этапе. Мой проект попал в число 80, отобранных из 500, которые были представлены на конкурс, и в середине мая в Новополоцке состоялся финал.

Всех номинаций в конкурсе было 5. Я участвовал в номинации «Электронные средства.

Общеобразовательное направление». Кстати, из 80 работ по ней номинировались 40. Думаю, потому, что жюри в процессе отбора работ руководствовалось их практической пользой в организации учебного процесса. На защиту проектов отводилось всего несколько минут, затем еще нужно было ответить на вопросы. Поскольку мне их задавали много, я уже тогда понял, что проект, видимо, вызвал интерес…

– А как он называется?

– «Электронные практические задания по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» (7-9 классы)». Говоря проще – это электронный задачник по программированию. Над его составлением я работал два года: где-то использовал специальную литературу, где-то – разрабатывал свои задания.

Почему занялся этой темой? Дело в том, что раньше ее изучали в 10-11 классах, теперь – в 6-7. А задачника, рассчитанного именно на такой уровень математических знаний, не было. Данная же тема программирования, указанная в названии проекта – самая сложная. Если ее упустить вначале – потом трудно наверстать. Это как таблица умножения в математике. Изучаются основы алгоритмизации и программирования с 7 по 11 классы. Мной пока сделаны разработки для 7-9.

Кстати, этот проект, как и предыдущий, тоже включен в республиканский банк программных средств и рекомендован к использованию в школах.

– Наверняка, прежде чем отправить работу на конкурс, вы ее проверили на практике?

– Безусловно, все отрабатывалось на уроках. Особенность этого электронного задачника в том, что все задания в нем – разные. Установлен датчик случайных чисел, который и определяет, кому какую задачу выдать. Программа не статичная, а динамичная, постоянно обновляемая. У ребят есть возможность выполнять задание несколько раз подряд, для лучшего усвоения темы. Наконец, взять задачник и поработать на домашнем компьютере. Ведь для изучения информатики в данных классах отведен только один час в неделю, а это, на мой взгляд, крайне мало.

Кроме того, ученикам нравится то, что при работе по данной программе создается ситуация успеха.

Если раньше просто ставилась задача, и ученикам, особенно средним, было непонятно, правильно ли он ее выполнил, то сейчас оценку выставляет компьютер: на мониторе, если все в порядке, появляется надпись «молодец». В случае неправильного решения можно попробовать еще и еще, чтобы исправить оценку на более высокую. То есть это большей частью самостоятельная работа учащихся.

– Виктор Васильевич, а какова же здесь Ваша роль как учителя?

– Наблюдаю за их работой: кому-то надо подсказать, кому-то, если хорошо справляется, дать более сложные задачи. В данном случае каждый работает в меру своих способностей и не просто просиживает урок, если что-то непонятно, а получает определенные знания. Без которых в наш компьютерный век не обойтись ни в одной сфере деятельности.

– На ближайшее время есть какие-либо еще творческие задумки?

– Следующий проект будет по интегрированному обучению информатике в начальных классах. Думаю поработать над ним дома, во время отпуска.

Беседовала
Н.КОЛЕСНИКОВА.

НА СНИМКЕ: В.В.Славников.