Николай Дундин, уроженец Чаус, рассказывает о своей галерее


Дата: 11.12.2015

Мне всегда казалось, что художники видят окружающую действительность по-другому, не так как мы. А картины – это окна, через которые можно заглянуть в  загадочный мир вдохновения, где обычные вещи преображаются под кистью мастера и остаются запечатленными на полотнах именно такими, какими представляет их только он…

Какие ассоциации вызывает у вас слово «стена»? Кто-то посчитает, что это препятствие на пути вперед, кто-то подумает, что это перспектива создания грандиозного архитектурного сооружения, частью которого она станет. А для кого-то стена – это защита от непогоды и жизненных бурь. Многообразие смыслов, которое можно вложить в одно слово, побудило в 2010 году создателя новой художественной галереи в Витебске нашего земляка Николая Дундина  именно так назвать свое детище.
Сейчас, спустя пять лет галерею «Стена» считают успешным просветительским проектом и неформальным культурным центром города, объединяющим как опытных и известных, так и молодых начинающих художников, а также коллекционеров, искусствоведов и просто любителей живописи. В пяти экспозиционных залах не только организовываются индивидуальные и коллективные выставки-продажи живописи и графики, но и проходят праздники, мини-концерты, моно-спектакли, другие культурные мероприятия и акции. И что особенно ценно – сюда после рабочего дня и во время обеденного перерыва, да и просто в грустную минуту может прийти любой желающий «отогреть душу» искусством.
Вход в арт-галерею «Стена» бесплатный. В ней есть также художественный салон, где зритель может приобрести предметы декора, статуэтки, шкатулки, украшения, куклы ручной работы и многое другое.
– Галерея размещается в помещении мастерской, где я работал 25 лет. Она задумывалась как самостоятельный художественный объект, как пример творческого подхода к оформлению интерьера, – рассказывает Николай Николаевич, – поэтому и работа над ее открытием продолжалась два года. И только тогда, когда каждый зал  приобрел задуманный проектом особенный облик, мы занялись их наполнением произведениями искусства.
Примечателен и сам дом, где находится художественная галерея-салон. Он расположен в историческом месте Витебска и является памятником архитектуры XVIII века, более ста лет тому назад в нем были казармы Ленкоранского полка. Рядом по улице «Правды» в доме № 5  в начале ХХ века находились мастерские объединения молодых художников УНОВИС, которым руководили знаменитые Марк Шагал и Казимир Малевич. То есть, посещая галерею, зрители совершают еще и своеобразное путешествие во времени и ощущают связь эпох, объединенных творчеством и талантом витебских живописцев.
На вопрос, каким был путь от художника-бунтаря, участника неформального объединения «Квадрат», до успешного галериста, признанного мэтра, чьи работы находятся в частных коллекциях и выставляются в галереях за рубежом,  Николай Николаевич задумывается:
– Всего в двух словах не расскажешь…
В далекие послевоенные годы семья Дундиных жила в деревне Красный Бор Чаусского района. Здесь в 1950-м году у Николая Ермолаевича и Ольги Яковлевны родился первенец, в честь отца его назвали Николаем. Будучи председателем местного колхоза, Николай Ермолаевич отвечал за выполнение планов по заготовке сельскохозяйственной продукции. Вот только предписывалось вырастить не привычные для нашей местности  рожь и ячмень, а экзотический кок-сагыз – каучуконос, требовавшийся для производства резины. Как ни старались сельчане, а всходы этой культуры оказались скудными. Чтобы земли не пустовали, председатель принял решение засеять их клевером на корм скоту. Только об этом кто-то донес, и ему грозил арест. Жена с ребенком подались в райцентр к родне, а Николаю Ермолаевичу пришлось срочно уехать. На просторах Советского Союза ему удавалось несколько лет скрываться, затем вызвал семью в Эстонию, город Кохтла-Ярве, где работал на шахте по добыче сланца.
Именно здесь началось становление будущего художника. Маленький Николай все время приносил домой добытую с товарищами по играм в карьере белую глину, из которой мастерил фигурки. А по вечерам он встречал свою соседку, которая занималась живописью, чтобы посмотреть ее альбом с эскизами и рисунками. Когда сын заболел и долгое время вынужденно пробыл дома, Ольга Яковлевна купила ему альбом и карандаши. Увидев его рисунки, поняла, что у мальчика талант.
В 1958 году семья вернулась на родину, но уже с двумя сыновьями, младший Геннадий родился в Эстонии. Купили дом в Чаусах, родители устроились на работу, а Николай пошел в первый класс средней школы №2. Здесь произошла встреча с талантливым художником и замечательным педагогом Григорием Федоровичем Самойловым. Он видел в каждом ребенке индивидуальность и помогал развивать творческие способности. Поэтому каждое воскресенье в 10.00 вместе с друзьями Николаем Пипко, Александром Раковым, Леной  Сесликовой, Александром Куксовым, Евгением Кузнецовым Николай спешил в школу на занятия кружка, а по окончании десяти классов принял решение о поступлении в Витебский университет на художественно-графический факультет. Николай Николаевич убежден, что система работы именно этого вуза позволяет не просто готовить специалиста «художника-преподавателя», а способствует формированию самобытного автора.
Во время учебы проявился еще один талант Николая Дундина. В студенческом бит-ансамбле «Ренессанс» он играл на ударной установке. Выступления этого музыкального коллектива пользовались такой популярностью в Витебске, что во время концертов залы были переполнены, а у артистов появилось много поклонниц. До сих пор группа «Битлз» является его любимой, а в мастерской хранятся многочисленнные виниловые пластинки с их песнями.
Во время учебы в университете Николай женился. Людмила училась на другом факультете, она готовилась стать педагогом начальных классов.
После окончания университета Николай был распределен  в Браславскую школу, живописные пейзажи той местности до сих пор часто вспоминаются ему. затем была служба в Витебской воздушно-десантной дивизии. В 1975 году родилась дочь Наталья. Вскоре Николай Николаевич устроился художником-оформителем на Витебский комбинат «Мастацтва», где и проработал 40 лет. За это время он был автором и исполнителем целого ряда музейных экспозиций: музей природы в Березинском биосферном заповеднике; музей 39-й Армии в СШ № 32 г. Витебска; музей к 100-летию Витебского водоканала; выставка, посвященная 50-летию освобождения г. Витеб-ска от немецко-фашистских захватчиков, отдел природы Витебского областного краеведческого музея. Было создано около 30 диорам. И еще художник творил не на заказ.
В сюжетах  картин Николая Дундина, по мнению искусствоведов, можно найти несколько уровней смысла.  В его творчестве современность перекликается с древностью, исторические события с библейскими сюжетами, реальность с мифологией. Одни считают его произведения примером белорусского авангарда, другие видят в нем классический модернизм. Сам Николай Николаевич говорит, что пишет то, что чувствует и как чувствует.
Полет души художника сложно было уместить в рамки социалистического реализма и дойти до своего зрителя. Поэтому с началом «перестройки» группа витебских художников-единомышленников (почти все они однокурсники), выбивавшихся в своем творчестве из общего контекста и имевших свой стиль, создали творческое объединение «Квадрат». Произошло это событие16 марта 1987 года. Коллективное продвижение работ участников объединения как внутри страны, так и за границей, а также тематические акции вызывали интерес, споры, привлекали внимание. Прошли выставки работ участников «Квадрата» в Польше, Испании, Германии, Италии. Во время поездок по Европе происходило знакомство с представителями разных художественных школ, системой работы по организации выставок произведений искусства. Небольшие галереи и выставочные залы там довольно эффективно взаимодействуют с авторами. Тогда и появилась идея создания своей независимой площадки. Особенно повлияла на творчество         художника поездка по Индии.
Вот уже почти 25 лет Николай Дундин является членом Союза художников Республики Беларусь. В 1994 году прекратило свое существование объединение «Квадрат», его участники отправились в индивидуальное «свободное творческое плавание». В 2010-м году Николаю Николаевичу удалось воплотить свою мечту – открыть арт-галерею. Первая выставка, организованная в ней, называлась «Художники с булыжной мостовой», зрители увидели произведения художников, создавших «Квадрат»: Николая Дундина, Александра Досужева, Александра Малея, Юрия и Татьяны Руденко, Александра Слепова, Валерия Счастного, Валерия Чукина и Виктора Шилко. За пять лет существования галереи здесь прошло более пятидесяти выставок, организованных в том числе и в рамках международных проектов. Для многих талантливых   белорусских художников сотрудничество с арт-галереей «Стена» – хорошая возможность заявить о себе.
Сам Николай Николаевич считает:
– Наш зритель – самый лучший, могу сказать это с уверенностью, побывав во многих странах и познакомившись с иностранными ценителями живописи. Там искусство является предметом коммерции и престижа, а наш человек  его «чувствует».