Династия Ратнеров из Чаусского района


Дата: 30.10.2015

Представьте себе Чаусы начала 20 века… В еврейском квартале Козинка играют дети: мальчишки гоняют мяч, девочки возятся с куклами. Беззаботное, веселое детство. И никто из этой шумной гурьбы пока не знает, как сложится их взрослая жизнь, что ждет там, впереди?.. Например, что Лев Маневич будет известным во всем мире советским разведчиком, а его ровесник и товарищ Шахно Ратнер, с которым они, по воспоминаниям последнего, «вместе озорничали» – профессором медицины, ученым, педагогом, общественным деятелем…

В списке знаменитых уроженцев Чаусского района ранее фамилия «Ратнер» мне не встречалась. Случайно натолкнувшись на нее в Интернете, решила побольше узнать об этом человеке. К сожалению,  среди старожилов Чаус, к которым обратилась за помощью, никто о такой семье не помнил. Вероятнее всего, по их словам, Ратнеры выехали из нашего города задолго до Великой Отечественной войны, избежав участи тех, что остались и были расстреляны фашистами. Не найдя никакой зацепки на месте, решила поискать информацию во всемирной «паутине». И тут выяснилось, что эта фамилия в медицинских кругах довольно распространенная. Свой профессор Ратнер был, например, в Новосибирске, а в Казани несколько известных врачей носили такую фамилию. Чем же это объяснить? Как оказалось, все очень просто: мы имеем дело с целой династией врачей Ратнер, представленной несколькими поколениями. Вообще из 12 детей, воспитывавшихся в этой семье, такую профессию выбрали 10, и многие достигли на медицинском поприще больших успехов. А Шахно  (правда, он всегда представлялся как Александр, поэтому далее будем называть его так) – один из  основоположников династии.
Родился он в семье мещанина (отец был приказчиком на лесоразработках). Когда семья выехала из Чаус, как я уже говорила – узнать не удалось, и далее судьба Александра прослеживается только с момента его поступления в Казанский университет на медфак. Уже в годы учебы способный студент не только осваивал врачебную специальность, у него проявился интерес и к научной работе.
После окончания вуза он работал в клинической лаборатории, организованной им же в одной из городских больниц. Одновременно совершенствовал мастерство в клинике известного терапевта-гематолога Н.К. Горяева, изучал диагностичское значение картины крови при острых заболеваниях органов брюшной полости. Написал на эту тему научную работу и в 1934 году, успешно ее защитив, стал одним из первых в стране кандидатом медицинских наук. В дальнейшем занимался изучением патологии щитовидной железы. Переехав с семьей в Хабаровск,  Александр Ратнер активно участвовал в организации терапевтических кафедр в Дальневосточном мединституте, где потом 30 лет заведовал кафедрой факультетской терапии. Своей задачей он, прежде всего, видел диагностику заболеваний в наиболее сложных клинических ситуациях. Много лет объектом изучения было для него такое заболевание, как гемморагическая лихорадка с почечным синдромом, и по этой теме в 1937 году защитил докторскую диссертацию.  Долгое время Александр был главным терапевтом Дальневосточного края, в качестве консультанта выезжал и в Японию, Китай, являлся членом правления Всесоюзного и Всероссийского научных обществ терапевтов. А еще его избирали депутатом Верховного Совета РСФСР, он был награжден за профес-сиональные заслуги орденом Ленина.
Это – о работе. Ну а в жизни, как рассказывают о нем коллеги, это был интеллигентный, высокообразованный человек, да и внешне очень привлекательный. Прост и доступен в общении, любил и понимал юмор, увлекался рыбалкой, работой на даче.
Умер он внезапно: прямо за рабочим столом, от инфаркта миокарда. Было тогда Александру Изральевичу 68 лет.
Немало достиг в профессии и его брат Юрий Ратнер, почетный член Всесоюзного и Российского общества онкологов, основатель хирургических методов лечения туберкулеза, организатор службы торакальной хирургии и урологии в Казани. В 1933 году он стал профессором медицинских наук. В годы Великой Отечественной войны был главным хирургом госпиталей Поволжья, а в послевоенное время 50 лет оперировал в городской больнице Казани.
А его сын Александр – основатель Казанской школы детской неврологии, талантливый организатор и великий ученый, автор 10 монографий. Свою докторскую диссертацию он защитил в 33 года. Основным направлением деятельности Юрия Ратнера стало изучение родовых повреждений нервной системы. Его исследования позволили изменить травмоопасную методику родовспоможения и спасти тысячи жизней новорожденных.
В Казани род Ратнеров-медиков представляли также Ася, ассистент в знаменитой клинике Лепского, микробиолог Мария, офтальмолог Ида, фармацевт Вениамин, сестра Лия, которая в годы войны была хирургом в госпитале на первой линии фронта.
Кстати, и дочери Александра-младшего связали свою жизнь с медициной: Елена – профессор кафедры детской неврологии в детской клинике, которая носит имя отца (здесь же ее сын Дмитрий работает ассистентом кафедры), Наталья – кандидат медицинских наук, менеджер направления «спортивное диагностирование» сети фитнес-клубов Республики Татарстан.
Так что врачебная династия наших земляков Ратнеров продолжается…
Наталья КОЛЕСНИКОВА