Нет на карте тех деревень. Авария на Чернобыльской АЭС оставила след в судьбе братьев Сивоха из Чаус


Дата: 26.04.2024

Авария на Чернобыльской АЭС оставила тяжелый след в истории развития нашей страны. Её последствия устраняются до сих пор. Нет на карте многих населенных пунктов, где раньше жили и трудились люди, нет предприятий, выведены из сельхозоборота земли на загрязненных территориях. Но государством делается все необходимое, чтобы преодолеть последствия этой беды. Прошло 38 лет. А в память участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС события апреля 1986 года впечатались навсегда.

Мы поговорили с братьями Сивоха. Николай Филиппович и Алексей Филиппович сейчас ветераны труда, а в 80-е годы прошлого века вместе трудились в Организации Райагропромснаб, бывшей Сельхозтехнике. Работали в разных бригадах. И обоих после аварии на ЧАЭС отправили в загрязненную зону на строительство систем централизованной водопроводной сети в населенных пунктах, где выпало наибольшее количество радиоактивных осадков. Тогда в 1986 году об отселении людей ещё речь не шла. А вот о том, что употреблять воду из открытых источников местным жителям нельзя, указание поступило. Работы велись периодами. Направлялись бригады по очереди, трудились вахтовым методом.

– Нашу бригаду, шесть человек, отправили в Костюковичский район в сентябре 1986 года. Тогда первый шок от ужасной новости уже прошел. Все были информированы о том, чем чревата радиация. Но беда в том, что было ещё несерьезное отношение. Радиация не имеет цвета и запаха, её не ощущаешь. Поэтому к рекомендациям мы относились без должного внимания. Работали как обычно. Экскаватор рыл траншеи, а мы укладывали водопроводные трубы, выполняли сварку, изоляцию. Все как обычно, – рассказывает Николай Сивоха.

Рабочих поселили в деревне Братьковичи Костюковичского района, предоставили жилье в двухэтажном колхозном доме. Кормили в столовой хорошо, обеспечили спецодеждой. В этой же деревне месяцем позже трудилась бригада Алексея Сивохи.

– Октябрь был теплым, дождей почти не было, мы работали хорошими темпами. Запомнилось, что люди никуда не собирались переселяться. Работали магазин, школа, ходил автобус. Как будто никакой аварии и не было, – вспоминает Алексей Филиппович. Он говорит, что особых последствий воздействия радиации на себе не почувствовал. А вот Николай Филиппович отмечает, что головные боли мучали и тогда, и сейчас, спустя столько лет. Работали в спецовке, никаких защитных костюмов, каких-то других мер предосторожности не принимали. Алексей Сивоха спустя немного времени после первой командировки был направлен ещё в деревню Чудяны Чериковского района, тоже строили водопровод.

Повторно был направлен в зону радиоактивного загрязнения и Николай Филиппович, он трудился ещё и в деревне Колодецкое Костюковичского района. Там уже было много пустых домов, из жителей оставались только пожилые люди, которые отказывались от переселения.
Удостоверение «ликвидатора» братья получили в 1987 году. Лет пять назад их поменяли.

– Сейчас жизнь наладилась, я знаю, часть земель с помощью науки удалось вернуть сельскохозяйственный оборот, с них получают чистую продукцию. А вот населенных пунктов, где мы работали сразу после аварии, уже нет, они захоронены, как и многие деревни Чериковщины, Краснопольщины, Славгородского района, – подытожил наш разговор Николай Филиппович.
Мы в открытых источниках нашли данные об отселении после аварии на ЧАЭС более 22 тысяч жителей Могилевщины из 179 деревень.

Людмила САВЧЕНКО