Символы живописи: Виталий Углов и его история о Чаусах, их влиянии на его творчество


Дата: 11.10.2023

Доступ к интернету и социальные сети полностью изменили нашу жизнь. Благодаря этому появилась возможность пообщаться с людьми, которых можно было бы больше никогда не встретить. Так, мы пообщались с художником Виталием Угловым из Уссурийска. Сначала об удивительно талантливом живописце нам рассказала жительница Чаус Юлия Билетченко. Как оказалось, художник из Приморского края детство и юность провел в нашем городе. Он считает Чаусы своей малой родиной. Для него это местечко, где зародилась любовь к творчеству.

У Виталия Углова на страничках в соцсетях размещена старая фотография, где у школьной доски выстроились дети на «Празднике букваря». Снимок как бы перемещает нас в далёкое прошлое. Застывший кусочек детства говорит о событии в первой школе (теперь в этом здании расположен Центр дополнительного образования детей и молодежи г.Чаусы). На переднем плане – пионервожатая Галя Таранова. А в руках ученики держат буквы: Н – Виталий Мордачёв, О – Люда Шуманская, П – Евгений Славинский, Р – Елена Красько, Ф – Лида Птичкина, Х – Игорь Артюшов, Ц – Таня Поплавко… Букву «С» в руках держит будущий мастер, член Союза художников России, преподаватель, участник региональных выставок Виталий Углов. Его работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Через мессенджер мы начали переписку с Виталием, и он подробно рассказал нам о себе, и, главное, о чувствах и воспоминаниях, связанных с
Чаусами.

АЗЫ ТВОРЧЕСТВА

Родился наш собеседник в Чите в семье инженера-­изобретателя и учителя начальных классов. Так сложилось, что семья Угловых переехала жить в Чаусы. Первые азы искусства Виталий получил при знакомстве с соседским мальчиком Вовой Юрченко. Он сыграл ключевую роль в жизни Виталия. Володя рисовал не по годам хорошо.

– Я старался копировать его манеру. Володя брал большие форматы. Ему они подходили. Допустим, полватмана. Объясню, для маленького ребенка – это большие объемы, – рассказывает наш собеседник. – Вова любил изображать природу и сцены сказок. Наши сказки хорошо иллюстрировались. Мой товарищ всегда в своих работах много фантазировал и придумывал свою композицию, а не просто срисовывал, что свойственно многим детям. А вслед за ним и я увлекся изобразительным искусством.

Родители приветствовали и поощряли творческие способности Виталия. В Чаусы семья Угловых приехала из Забайкалья, где суровый климат очень отличается от климата Беларуси. В детстве Виталий много болел, не посещал детский сад. В таком юном возрасте он заполнял своими рисунками множество альбомов. Темы его детских работ разные. Это природа, сказки, фантастика. Когда мальчик пошел в школу, он стал посещать кружок рисования в Доме пионеров.

– Помню, на тот момент меня удивляло, что мой преподаватель, хотя и был старшеклассником, довольно толково объяснял предмет. И звали его Александр Дубицкий. Наше поколение не было избаловано информацией, не было интернета, поэтому любые знания мы впитывали с особой жадностью, – отмечает Виталий.

Когда бывал в пионерских лагерях, краски, кисти и бумага всегда лежали в портфеле юного художника для создания очередной стенгазеты, рисунка для конкурса или чего-нибудь ещё. За любой творческой композицией обращались именно к нему. Когда Володя Юрченко поступил в одно из самых престижных учебных заведений Советского Союза – Минскую респуб­ликанскую художественную школу, он, приезжая на каникулы, помимо своих работ привозил массу знаний и делился ими с Виталием, который вспоминает:

– Друг подготовил меня к вступительным экзаменам. В художественную школу принимали с 11 лет, а я уже в 10-летнем возрасте на приличном уровне мог строить геометрические фигуры, которые требовались для поступления в это учреждение. Я стремился всей душой поступить в эту художественную школу. В учреждении преподавали талантливейшие педагоги. Даже год обучения именно в этой школе дал бы для меня большой трамплин и, возможно, изменил будущее творческой жизни.

ЖИЗНЬ В ТАЙГЕ. ЗНАКОМСТВО С ХУДОЖНИКОМ

К сожалению, по семейным обстоятельствам Угловы переехали в Якутию, и планам Виталия не суждено было сбыться. Живя в тайге, он не имел возможности продолжать обучаться творчеству, пытался рисовать, но все это не имело системности. С Володей Юрченко продолжалась переписка, тот даже пытался в письмах давать задания другу. Но всё было не то…

Слушая рассказ нашего собеседника, невольно задумываешься о судьбе. Иногда в нашей жизни решает всё стечение обстоятельств. Так, очередной случай направил жизнь Виталия Углова в новое русло. Однажды он решил навестить тётю. Купил билет на поезд – и собрался в дорогу. В пути совершенно случайно познакомился с художником из города Сумы (учился в Харькове). Звали его Федор Кириллович Родько. Виталий ему рассказал о своей мечте поступить в художественное училище, и о том, что не знает, как подготовиться. Много времени упущено… Федор Кириллович бескорыстно взялся обучать парня. И в выходные дни наш собеседник приезжал к художнику в город Тында на обучение, где Федор Кириллович в тот момент подрабатывал на БАМе. Потом в старших классах Виталий по выходным посещал изостудию соседнего города, где преподавали отличные художники.

О СТУДЕНЧЕСТВЕ И СЛУЖБЕ В АРМИИ

Первоначально он учился в Чите в училище искусств. Надо отметить, что таких учебных заведений довольно мало. Нашему собеседнику было очень легко и интересно там учиться. Он быстро догнал всех студентов, которые имели возможность обучаться в художественных школах, и даже вышел на повышенную стипендию. Правда, служба в армии снова прервала творческое развитие студента. В плане жизненного пути Виталий нисколько не пожалел, что прошел службу, где встретил земляков-белорусов, которые по сей день остались верными друзьями. Именно там он впервые сделал настенную роспись. Замполит достал лучшие краски, кисточки – и работа закипела…

Очень часто художнику приходилось слышать от людей о его таланте. Он с этим не совсем согласен. Виталий считает, что ему повезло встретить на своем пути прекрасных преподавателей, которые дали ему путевку в жизнь. Художник Виталий Углов влюб­лен в природу Приморья, много путешествовал с этюдником по тайге Хасанского, Партизанского, Тернейского районов, а также на островах Курильской гряды. После окончания института работал во Владивостоке в дизайнерских фирмах, преподавал в Дальневосточном государственном университете на отделении компьютерного дизайна около трех лет, писал этюды в живописных уголках Приморья. В 2008 году отделение Союза художников предложило переехать в Уссурийск, выделило художественную мастерскую, которую позже он отдал белорусской общественной организации «Белорусы При­морья», где наши земляки обустроили что-то вроде музея.

– Мои белорусские друзья часто приглашают меня в гости. У меня даже белорусская рубаха есть для таких случаев. Люблю ее надевать, как бы подчеркивая, что моя вторая Родина – Беларусь, – продолжил рассказ Виталий.

БЕЛАРУСЬ – КОЛЫБЕЛЬ ДЕТСТВА

Мать Виталия – Тамара Павловна Углова – до сих пор живет в нашем городе и всегда ждет встречи с сыном. Но расстояние от Уссурийска до Чаус – 9 717 километров, и преодолеть его непросто. Художник очень любит свою семью и Беларусь. В родительской квартире на балконе в шкафчике до сих пор лежит ассортимент профессиональных инструментов, которые художник использует, когда навещает маму, чтобы писать этюды чаусской земли. Некоторые работы сейчас находятся в Уссурийске. Мастер предложил прислать эти картины, чтобы подарить Чаусскому районному историко-краеведческому музею. На зональной выставке в 2013 году художник выставлял этюд с белорусским пейзажем, написанным в деревне Ключ Чаусского района, работа размещена в каталоге дальневосточной зональной выставки. Для художника Виталия Углова Чаусы – колыбель детства, потому что именно на этой земле проходило становление характера и встреча с самыми добрыми и душевными людьми.
Людмила САВЧЕНКО,
(фото из архива Виталия УГЛОВА)