Какие изменения в правилах поступления в вузы и ссузы ждут выпускников чаусских школ


Дата: 31.01.2023

В новом году выпускников 11-х классов ждёт множество сюрпризов: как приятных, так и не очень. И классическое пожелание, которое нередко звучит в ночь с 31 декабря на 1 января «пусть теперь всё будет по-новому», превращается в недобрую иронию над теми, кто вот-вот собирается получить заветный школьный аттестат и сделать следующий шаг на пути к взрослой жизни.

Речь об изменениях в правилах поступления в вузы и ссузы. Не хочется называть эти правила новыми, потому что в корне они не изменились: вся та же система со школьными экзаменами, ЦТ, подсчётом баллов. Разница – в деталях, и поэтому, как мне кажется, уместно будет говорить именно об «изменениях в правилах».

Для начала стоит разобраться, с чем же предстоит столкнуться учащимся 11-х классов уже в мае этого года. Во-первых, это централизованные экзамены. Их будет два: первый – по языку (русскому или белорусскому); второй – по выбору из числа предметов, по которым пре­дусмотрено централизованное тестирование. То есть вместо четырёх выпускных экзаменов будет два, по форме напоминающих ЦТ. Ключевую роль здесь играет именно второй ЦЭ: выбрав определённый предмет, у абитуриента резко сузится круг специальностей, на которые он мог бы поступить. По задумке, это должно решить проблему «беготни между вузами» и подтолкнуть будущих студентов на тщательный и своевременный выбор профессии.

Во-вторых, победителей университетских и республиканских предметных олимпиад зачисляют без экзаменов. Также от тестирования освобождаются выпускники Национального детского технопарка (для них пропуском в вуз по выбранному профилю будет только рекомендация Наблюдательного совета парка), дети военнослужащих, сотрудников ОВД, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей и воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в учреждения образования Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные
факультеты.

В-третьих, целевикам не придётся сдавать ЦТ: лишь ЦЭ и внут­ренний устный экзамен в вузе. Плюс, увеличивается количество бюджетных мест на условиях целевой подготовки.
Всем же остальным придётся сдавать два централизованных экзамена и один предмет на ЦТ.
Можно сделать вывод, что целью изменённой системы является подготовка специалистов, заинтересованных в получении высшего образования и знающих, с какой профессией связать свою жизнь. Кроме того, отсеиваются люди, которые поступают в вузы лишь для того, чтобы получить диплом, а дальше думают: будь что будет.

Понятно, что далеко не всем по нраву данные изменения, ведь многие до сих пор не определились с будущей профессией, хоть время и поджимает. Плюс, опыт тех, кто сдавал экзамены по старой системе, уже не поможет молодым выпускникам. И дело не в том, что ЦЭ – это нечто принципиально новое, ведь по форме они напоминают ЦТ, а в чувстве незащищённости учащихся: если раньше выпускники сдавали экзамены под надзором учителей, которых они знали на протяжении многих лет и которые – и это не секрет – могли закрыть глаза на различные неприятные «инциденты», чтобы помочь своим ученикам, то теперь об этом не идёт и речи. Да и чувство чего-то нового и неизвестного почти всегда пугает, хотя, опять же, не совсем правильно в данном случае употреблять слово «новое». В конце концов, если примитизировать все нововведения, то, грубо говоря, у абитуриентов просто пропадает один предмет на ЦТ. Ну а активные и инициативные ребята, знающие, чего они хотят, поступая в вуз, за своё усердие будут вознаграждены по достоинству.

Главный специалист отдела по образованию Чаусского райисполкома Елена Левшунова так комментирует изменения в правилах:

Для поступающих главным преимуществом обновлённой системы является сокращение количества экзаменов: два вместо четырёх, плюс один предмет на ЦТ. Также изменения позволят решить проблему немотивированных студентов, которые поступают в учебные учреждения, толком и не зная, зачем им это нужно. Ну а те, кто действительно желает получить необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания, будут вознаграждены за усердие и целеустремлённость.

Что же получится в итоге и будут ли выпускники школ довольны всеми новшествами в системе образования – узнаем через несколько месяцев.

Виталий РУЦКИЙ