Разбираемся, почему некоторые чаусские дети отказываются от комплексных обедов в школьных столовых


Дата: 20.01.2023

Учеба в школе занимает довольно много времени, даже дома с родителями ребята находятся меньше. Ученики младших классов – в продленке до 17.00, и многие старшеклассники «грызут гранит науки» как минимум до трех часов. Почти каждый день – дополнительные занятия по тем или иным предметам, которые нельзя пропускать: вскоре поступление в вузы и ссузы. Ученики 10-11-х классов иногда возвращаются домой ближе к вечеру.

Именно поэтому школьники всех возрастов должны быть сытыми, а взрослые – обеспечить их комплексным питанием. Дети из многодетных семей, с инвалидностью, малообеспеченные, дети, признанные находящимися в социально опасном положении, ученики, проживающие и обучающиеся в сельской местности, питаются бесплатно. В городских учреждениях родители оплачивают питание ежемесячно в пределах 30-40 рублей за одного ребенка.
В общем-то, главной задачей нашего материала стал важный вопрос как для многих родителей, так и для руководства: почему некоторые школьники отказываются от горячего питания? Ведь это – способ поддержать растущий организм, которому просто необходимо сбалансированное
питание.

Как считает главный специалист отдела по образованию Чаусского райисполкома Ольга Гуринова, горячее питание в школах не популярно среди детей, потому что изменены их вкусовые предпочтения. Практически все родители, когда готовят в домашних условиях, добавляют приправы, которые улучшают вкус домашних блюд. Но поварам в школе это запрещено. Еда должна быть без избытка соли, перца и приправ, приготовленной на пару, отварной либо запечённой. Но не все дети приучены к такой еде. Ольга Александровна всячески просит, чтобы родители проявили твердость характера и настояли на питании в школе. Тем более, что администрация учреждений, чтобы улучшить меню, постоянно проводит анкетирование.

В первой школе постарались приблизиться к запросам учеников и стали готовить для ребят мини-пиццу. Во второй городской это блюдо продается в буфете. Но! Пиццей сыт не будешь. Понятно, если спросить детей, чтобы им хотелось кушать в школе каждый день, они б ответили,что пиццу, бутерброды, суши, копчености, чипсы и тому подобное. А правильно ли это? Вспомните, родители, как давно ваши дети кушали тыкву или кабачок? Ребят не уговорить даже попробовать блюдо, не то что съесть. А ведь в этих продуктах колоссальное количество полезных для растущего организма микроэлементов.

Чтобы объективно разобраться в этом вопросе и «расставить все точки над і», мы побеседовали с учителями, учениками городских школ и их родителями. На первый взгляд, тема казалась не такой уж сложной, но как капнули глубже, поняли, что вопрос далеко неоднозначный.

Директор учреждения Татьяна Погодитская встретила журналистов и провела в школьную столовую, как раз в это время ребята обедали. Пока дети энергетически заправлялись, чтобы набраться сил на дальнейшее обучение, мы поговорили с некоторыми учителями. Многие из них считают, что все привычки, в том числе и питание, формируются в семье, и если в домашних условиях супы не готовят, то и в школе ребенок их есть не станет. Их мнение имеет место быть.
У директора школы мы тоже поинтересовались: в чем причина отказа некоторых детей от питания, кроме того, что формируются вкусы в семье?

– Создать условия, приближенные к домашним, и сохранить правильное питание приходится огромными усилиями при помощи поваров и педагогов. Это целый механизм, который включается в работу раньше, чем начинается учебный процесс. Много сил тратим, а в результате видим, как некоторые дети просто демонстративно отодвигают тарелку, даже не попробовав. Обидно за труд повара.

С детьми младших классов проблем по питанию практически нет. Учителю легче их проконтролировать, переубедить и даже немного настоять, чтобы покушали. Взрослые же школьники ведут себя неоднозначно, так как надо учитывать их возраст и положение в социуме. Старшеклассницы придумали себе непонятную диету. Обычно начинается все с самой худенькой девушки в классе, которую хотелось бы накормить лишний раз. Тогда остальные, чтобы не попасть в круг насмешек, тоже отказываются от посещения столовой.

Нельзя не затронуть школьный буфет. Дети покупают сдобу каждую перемену. Но булочками сыт тоже не будешь, тем более что это удовольствие не дешевое. На сдобу потратишь больше денег, чем на правильный комплексный обед.

Решения в этом вопросе ищут руководители, педагоги, родители, но только не дети. А ведь питаться надо для того, чтобы были силы на главное – учебный процесс. С января 2023 года внесены изменения в Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 694, которое непосредственным образом касается организации питания обучающихся. В Беларуси разработан пилотный проект, в котором принимают участие многие учреждения нашей страны. Суть новых подходов в том, чтобы первый прием пищи школьники получали позже (примерно через 3,5 часа после начала занятий), и это будет обед. Поскольку дети приходят в школу, поев дома, то и приготовленные блюда в школе часто остаются невостребованными.

В сельских учреждениях все приемы пищи и их время сохраняются. При этом, дневное и на его основе примерное двухнедельное меню разрабатывают с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся. И если ученикам белорусских школ такой подход понравится больше, то, возможно, в скором будущем его начнут применять и в чаусских
учреждениях.

Но есть и другое положение дел. Интересуясь у ребят, вкусно ли готовят в школьной столовой, мы слышали разные ответы. Кто-то говорил с усмешкой, что вкусный только компот, кому-то и вовсе не понравилось ни первое, ни второе. Говорили ученики и о том, что, например, котлету ели с удовольствием, даже у родителей такие не всегда получаются. Поэтому попробуй пойми наших детей, но одно ясно – горячая и питательная пища растущему организму просто необходима. Поэтому, чтобы наши дети питались правильно, нужно приложить максимум усилий не только педагогам, но и родителям.
Людмила САВЧЕНКО