Воспоминания Анатолия Басенкова о войне в Афганистане


Дата: 15.02.2021

– Никогда не забуду тот момент, когда перед увольнением в запас нас построили командиры, и во время зачитывания приказа мы радовались, что летим домой, а у парней, у которых впереди были еще годы службы, текли слезы, – так вспоминает Анатолий Басенков из Чаус время, наполненное тревогой и риском, проведенное в обожжённом солнцем Афганистане.

После окончания восьми классов второй городской школы Анатолий Николаевич направился на обучение в профессионально-техническое училище №58 города Могилева по специальности «электросварщик». Он уже тогда знал, что получив диплом об образовании, будет призван в ряды Советской армии.

– Мы с другом Александром Савельевым еще во время учебы решили сразу отдать долг Родине и после налаживать семейную жизнь, – рассказывает собеседник.

Когда обучались в училище, парни три раза прыгали с парашютом в воинской части в Пашково, поэтому и попросились в военкомате в десантные войска. «Учебку» они проходили в 44-й учебной воздушно-десантной дивизии, базирующейся в поселке Рукла Литовской Рес­публики. Обучали 18-летних парней здесь не только военному делу, но и основам разминирования местности. По итогам шести месяцев рядовому Анатолию Басенкову было присвоено звание младшего сержанта. После распределения по воинским частям Анатолий Николаевич был направлен в 103-ю Витебскую гвардейскую воздушно-десантную дивизию, а его товарищ проходил службу в Германии.

Казалось бы, служба для нашего собеседника шла спокойно: обыденная армейская жизнь и нередкие выходы на учения. Но раннее морозное утро декабря 1979 года, когда дивизию подняли по учебной тревоге, полностью изменило жизнь парней инженерно-саперной роты. Они были первыми, кто вошел на территорию Афганистана. Погрузив боевую технику в ИЛ-76, дивизии предстоял длинный путь до места назначения. После дозаправки на Домбаровском аэродроме, следующей остановкой стал аэродром в Фергане. Но еще тогда совсем «зеленые» пацаны не знали, что летят в Афганистан, из которого могут не вернуться. Только на авиабазе в Баграме, когда им выдавали автоматные магазины, полные свинца, они поняли, что все неспроста. После командованию и солдатам сообщили, что они прибыли выполнять «интернациональный долг», но все восприняли это спокойно. Ночью, погрузившись в машины, дивизию доставили в столицу Афганистана – Кабул, где и базировались десантники. Служили с Анатолием Басенковым ребята со всего Советского Союза. Много было ребят из Украины и Российской Федерации. Из земляков был только Владимир Гуща из Могилева. В повседневные боевые задачи саперной роты входило сторожевое охранение старой крепости, в которой размещались боеприпасы. Кроме этого, днем небольшими группами солдаты занимались разминированием местности.

– Во всем была предельная осторожность. Однажды парню повезло, когда подняв зажигалку, могла взорваться противопехотная мина, но, видимо, душманы плохо закрепили веревку, – рассказал воин-интернационалист.

Жили солдаты в старых казармах. Долго пришлось привыкать к местному климату, когда ночью температура доходила до минус 25, а днем можно ходить в майке. Впервые в бой рота вступила ночью 23 февраля. – Никто тогда из наших не погиб. Но за время службы видел многое, о чем сложно вспоминать. Впервые понимание того, что мы попали на войну, пришло тогда, когда узнал о гибели воздушно-десантной роты в бою с душманами, где был и мой товарищ Николай Чепик.

В письмах родителям парни писали, что находятся в командировке, а те и подумать не могли, что их сыновья сражаются на чужой земле, и все это называется «интернациональный долг». – Напиши в письме, что ты на войне в Афганистане и оно не дойдет до адресата. Но как окажется после, родители догадывались, где мы были на самом деле, – делится Анатолий Николаевич.

После увольнения в запас, инженерно-саперную роту в составе с командиром взвода сержантом Басенковым доставили в учебный центр недалеко от Витебска. Здесь военнослужащие получили парадную форму и не дождавшись автобуса, пешком отправились в Витебск, а оттуда – каждый к себе на Родину.

К сожалению, фотографий из Афганистана у Анатолия Николаевича не осталось, лишь лист бумаги с адресами сослуживцев. Нельзя было тогда фотографироваться, да и командиры могли оставить парней на 30 суток служить сверхсрочно, если найдут что-то запрещенное, к чему относилось и фото. – Каково было получить от нашего сослуживца при штабе, которому удалось вернуться с фотопленкой, фотографии тех лет. Радостно, и одновременно слезы наворачиваются.

Вернувшись домой в Чаусы, Анатолий Николаевич устроился на работу на местный хлебозавод слесарем, после перешел на маслосырзавод, где и встретил спутницу жизни. Вопрос с жильем долго не решался, тогда от военкомата Анатолия Басенкова сначала направили в учебный центр в Тульскую область обучаться на прапорщика, а затем служить в Саратовскую область. После развала Советского Союза в 1992 году семья приняла решение вернуться на Родину. Так Басенковы и остались в Чаусах. Война уже давно закончилась, но память о том времени до сих пор жива.
Денис ЕВСЕЕНКО